Глава II. КОНСТРУКЦИЯ И ДОВОДКА ОТДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ
И ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
Блок цилиндров чугунный с несущей водяной рубашкой и вставными мокрыми
гильзами. При установке мокрых гильз долговечность блока повышается, так
как износ остальных поверхностей трения в блоке (отверстий под штангу
топливного насоса, под толкатели, под подшипники коленчатого вала)
обычно незначителен.
Для увеличения жесткости блока водяная рубашки разделена перегородками
на замкнутые силовые контуры. Максимальные напряжения в блоке,
возникающие от действия сил газов и крутящего момента, не превышают 370
кгс/см2.
Бобышки с резьбовыми отверстиями под болты крепления головок связаны с
наружными стенками блока или с перегородками между цилиндрами, что
устраняет деформацию плоскостей прилегания головок. С этой же целью, а
также для уменьшения концентрации напряжений в средних отверстиях
сделаны цековки глубиной 5 мм.
В пяти перегородках блока имеются отверстия для коренных подшипников.
Чугунные крышки этих подшипников устанавливают в блок с некоторым
натягом, обеспечивающим точное взаимное расположение верхнего и нижнего
вкладышей при сборке. При литье крышек в поверхностном слое металла на
их внешней, наиболее нагруженной, стороне создается небольшое (до
1,5 кгс/мм2) сжимающее напряжение, что значительно повышает их
усталостную прочность.
Над отверстиями под вкладыши коренных подшипников расположены отверстия
под распределительный вал. В передней перегородке установлен упорный
подшипник коленчатого вала и имеется полость для слива в картер масла
при его заливке в двигатель. В задней перегородке расположена
маслораспределительная камера и отверстия для установки масляного насоса
и корпуса привода распределителя.
Полость в развале между рядами цилиндров, в которой
размещены толкатели клапанов, закрывается крышкой, отлитой как одно
целое с впускной трубой; передняя и задняя кромки крышки ложатся на
блок, а боковые плоскости — на головки блока. Между сопрягаемыми
поверхностями впускной трубы, блока цилиндров и головок блока
установлены резиновые прокладки.
К переднему торцу блока крепится насос системы охлаждения и крышка,
закрывающая шестерни привода распределительного вала, а к заднему торцу
— картер сцепления, который центрируется по двум штифтам диаметром 18
мм.
В задней части на боковых стенках блока установлены краники для слива
воды.