ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЕ
V-ОБРАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗИС-ЭП3 И ЗИС-Э113А
Двигатель ЗИС-Э113А
В связи с составлением технического задания на проектирование нового
городского автобуса большой вместимости (75 пассажиров) на базе
двигателя ЗИС-Э11З с максимальным использованием его деталей был
спроектирован восьмицилиндровый двигатель ЗИС-Э113А с рабочим объемом 7
л. Повышение рабочего объема было достигнуто за счет увеличения диаметра
цилиндра
и хода поршня (соответственно до 105 и 100 мм). Было очевидно, что
модификация ЗИС-Э11ЗА, спроектированная на базе двигателя для легкового
автомобиля, не будет иметь требуемой долговечности при установке на
городской автобус. Однако постройка и испытание такого двигателя
позволили получить его скоростную характеристику и использовать ее при
разработке основных параметров городского автобуса большой вместимости.
Проведенная конструктивная разработка и испытания двигателя ЗИС-Э113 с
полусферической камерой сгорания и с клапанами, расположенными в
плоскости, перпендикулярной к оси коленчатого вала, показали, что этот
двигатель имеет определенные недостатки, а именно:
— большая ширина головок цилиндров и,
следовательно, большая их масса;
— удвоенное число осей коромысел;
— большие стойки коромысел, необходимые для установки двух осей в каждой
головке;
— недостаточный обдув свечи зажигания и трудность ее обслуживания из-за
расположения в глубоком колодце;
— увеличение октанового числа топлива вследствие малой тур-булизации
заряда в камере сгорания.
Указанные недостатки, в какой-то мере допустимые при малом выпуске
двигателей и установке их на легковых автомобилях, при увеличении
выпуска и оборудовании этими двигателями автобусов становятся не только
нежелательными, но и недопустимыми. Поэтому для нового двигателя была
выбрана шатровая, полностью обработанная камера сгорания с клапанами,
расположенными в одной плоскости, параллельной оси коленчатого вала
(рис. 3). Это позволило уменьшить ширину и массу головки цилиндров, в
результате чего габаритная ширина двигателя сократилась на 59 мм (с 762
до 703 мм), а его масса — па 20 кг (с 385 до 365 кг).
Масса двигателя, равная 365 кг, не является минимально возможной,
поскольку при создании двигателя ЗИС-Э113А максимально использовались
детали двигателя ЗИС-ЭПЗ. Это во многих случаях исключало возможность
наиболее рационального уменьшения размеров и массы деталей нового
двигателя.
Шатровая камера сгорания при диаметре цилиндра 105 мм и степени сжатия
6,8, имеет кольцевой вытеснитель, обеспечивающий более интенсивное, чем
в полусферической камере сгорания, завихрение рабочей смеси, что дает
возможность несколько снизить потребное октановое число топлива.
Рис. 3. Расположение газовых каналов в головке
двигателя ЗИС-Э11ЗА
Основные данные двигателя ЗИС-Э11ЗА
Тип двигателя — V-образный, восьмицилиндровый
Рабочий объем в л — 7 (6,927)
Диаметр цилиндра в мм — 105
Ход поршня в мм — 100
Отношение хода поршня к диаметру цилиндра — 0,952
Степень сжатия — 6,8
Максимальная мощность в л. с. и соответствующая ей частота вращения в
об/мин — 180/3200
Максимальный крутящий момент в кгс-м и соответствующая ему частота
вращения в об/мин — 47,5/1600
Минимальный расход топлива в г/(л. с. ч) — 240
Литровая мощность в л. с/л — 25,7
Среднее эффективное давление в кгс/см2 — 8,6
Средняя скорость поршня в м/с — 10,7
Порядок работы двигателя — 1—5—4—2—6—3—7—8
На рис. 4 дан поперечный разрез двигателя ЗИС-Э11ЗА, а на рис. 5 его
скоростная характеристика. Этот двигатель с карбюратором МКЗ-ЛЗ имел
максимальную мощность 150 л. с. при п — = 3100 об/мин и максимальный
крутящий момент 44,5 кгс-м, при п = 1700 об/мин, т. е. параметры
двигателя оказались ниже проектных.
Как и в случае с двигателем ЗИС-Э11З, проектные параметры двигателя
ЗИС-Э11ЗА были получены при установке впускной
трубы с водяным подогревом и двух карбюраторов
ЛКЗК-21 с диффузорами диаметром 29,5 мм. Двигатель развил мощность 176
л. с. при п = 3300 об/мин и крутящий момент 47,5 кгс-м при п — = 1600
об/мин.
В табл. 2 приведены основные данные двигателей ЗИС-Э11ЗА и американских
двигателей Ле Руа и Рио, сконструированных специально для грузовых
автомобилей (в большинстве случаев американские фирмы, производящие
грузовые автомобили, применяли на них дефорсированные модификации
V-образных двигателей легковых автомобилей).