ВЫБОРОЧНОЕ ВСКРЫТИЕ ДВИГАТЕЛЯ 3M3-53 и ЗИЛ-130
ПОСЛЕ ПРИРАБОТКИ
Для проверки качества сборки двигателей и приработки трущихся
поверхностей часть двигателей, принятых OTK после приработки (в
количестве не менее 5% от общего числа отремонтированных двигателей),
следует подвергать вскрытию и осмотру деталей.
Двигатель вскрывают на стенде такой же конструкции, как и при проведении
разборочных работ.
При вскрытии двигателя снимают:
поддон картера и крышки коренных и шатунных подшипников для осмотра
рабочих поверхностей вкладышей коренных и шатунных подшипников и шеек
коленчатого вала;
головки цилиндров и впускной трубопровод для осмотра состояния зеркала
гильз блока цилиндров, деталей газораспределения и толкателей.
Качество приработки перечисленных деталей нужно оценивать сравнительным
методом по деталям-образцам того же наименования, прошедших приработку и
утвержденных начальником ОТК и главным инженером завода.
В случае замены после вскрытия двигателя хотя бы одного поршня, гильзы
цилиндров, поршневого пальца, вкладыша, а также в случае замены
коленчатого вала или распределительного вала необходимо повторить
приработку двигателя при 500—2500 обімин в течение 15 мин с последующей
регулировкой и приемкой.
Если при вскрытии двигателя не замечено каких-либо дефектов, то следует
осуществить дополнительную горячую приработку на холостом ходу и по
режимам № 3 и 4 (табл. 38).
После горячей приработки на указанных режимах заново произвести
регулировку и приемку двигателя.
6.
ВЫБОРОЧНОЕ ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130
НА РАЗВИВАЕМУЮ МОЩНОСТЬ
С целью постоянного контроля качества капитального ремонта двигателей на
ремонтных заводах 3—5% всех отремонтированных двигателей подвергают
испытанию на развиваемую мощность.
Для испытаний можно применять различные стенды с тормозным моментом до
30 кГм при 3000 об/мин.
Двигатели, подлежащие испытанию на развиваемую мощность, выбирают из
числа двигателей, прошедших полный режим холодной и горячей приработки и
принятые ОТК. Перед испытанием двигатели должны пройти дополнительную
приработку на режимах, приведенных в табл. 40.
Таблица 40
Режимы дополнительной приработки двигателей перед испытанием
№ режима
Двигатель
Число оборотов,
обімин
Нагрузка,
Л.С.
Крутящий момент,
к Гм
Продолжительность
работы, ч
I
3M3-53,
ЗМЗ-66
2250—2500
42—46
11 —12
15
ЗИЛ-130
2250—2500
52—56
14,5—16,5
15
II
3M3-53,
ЗМЗ-66
2500—2800
46—50
12,5—13,5
10
ЗИЛ-130
2500—2800
58—62
16 —17,5
10
Во время дополнительной приработки двигателя
температура воды на выходе не должна превышать 85—90°, а давление масла
быть не ниже 2,8—3 кГ/см2.
После окончания приработки на указанных режимах
снимают нагрузочную и скоростную характеристику двигателя по методике,
предусмотренной ГОСТ 491—55. В качестве примера на рис. 123 приведены
указанные характеристики для двигателя ЗИЛ-ІЗО. Результаты испытания
двигателя удовлетворяют техническим условиям, если отклонение мощности в
точках, соответствующих замерам мощности при снятии характеристик, не
превышает ±6% от расчетных значений.
При испытании двигателей производят также контрольный замер расхода
топлива. Удельный расход топлива не должен
превышать 230 г/л. с. ч для двигателей 3M3-53 и 240
г/л. с. ч для двигателей ЗИЛ-130.
Подлежит проверке также правильность работы ограничителя числа оборотов
двигателя. Ограничитель оборотов при работе с отрегулированным
центробежным датчиком должен обеспечивать устойчивое автоматическое
ограничение числа оборотов в пределах, приведенных в табл. 39.
Характеристики двигателя снимают при соблюдении следующих условий:
воздушная заслонка карбюратора полностью открыта; дроссели открывают до
развития потребной мощности испытания и заданных оборотов;
температура выходящей воды из системы охлаждения 80—90°С;
давление масла в системе смазки должно быть при скорости вращения
коленчатого вала 1600 об/мин не ниже 1,7—2,0 кГ/см2, а при максимальных
оборотах не ниже 2,8—3 кГ/см2\
двигатели на развиваемую мощность испытывают в присутствии представителя
ОТК и оформляют актом. В акте отражается календарное время испытания и
результаты испытания в соответствии с программой испытания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Конструктивные особенности V-образных
автомобильных
карбюраторных двигателей и их ремонтная технологичность . . 3
1. Краткая характеристика двигателей ...... 3
2. Особенности компоновки узлов и агрегатов двигателей и их
влияние на технологию ремонта ....
Глава II. Разборка двигателей на ремонтном заводе ....
1. Стенды и конвейеры для разборки и сборки двигателей
2. Общие указания по разборке двигателей . 13
3. Снятие приборов и узлов системы питания и электрооборудования и мойка
двигателей ....... 17
4. Разборка двигателей на узлы ......17
5. Разборка узлов на детали ........ 1S
Глава III. Технология ремонта и восстановления основных деталей
двигателя . . ............22
1. Общие положения...............22
2. Характеристика и технология ремонта основных деталей двигателей
3M3-53 и ЗИЛ-ІЗО..........23
Глава IV. Технология сборки узлов двигателей.....91
1. Общие понятия ........ 91
2. Комплектовка деталей и подсборка узлов двигателей 92
Глава V. Общая сборка двигателей из подсобранных узлов и деталей и
окраска двигателей.............139
1. Установка гильз в блок цилиндров ... . 139
2. Установка коленчатого вала ... . 142
3. Установка шатунов в сборе с поршнями .... 147
4. Установка распределительного вала, водяного насоса, крышки
распределительных шестерен и центробежного датчика ограничителя оборотов
коленчатого вала........150
5. Установка маслоприемника, масляного насоса и вилки выключения
сцепления..............152
6. Установка головок цилиндров, впускных и выпускных трубопроводов,
привода прерывателя-распределителя и масляных
фильтров............154
7. Окраска двигателей........159
8. Доукомплектование двигателя после окраски . 160
Глава VI. Приработка и испытание двигателей . 163
1. Общие понятия............163
2. Оборудование для холодной и горячей приработки двигателей . 166
3. Холодная приработка двигателей .... 168
4. Горячая приработка двигателей .... 170
5. Выборочное вскрытие двигателей после приработки . 172
6. Выборочное испытание двигателей на развиваемую мощность . 173