ХОЛОДНАЯ ПРИРАБОТКА ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47 

 

 

3.

ХОЛОДНАЯ ПРИРАБОТКА ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130



После установки двигателя на испытательный стенд нужно выполнить следующие работы:

вывернуть свечи зажигания. Провернуть динамометрической рукояткой коленчатый вал и записать в контрольную карту двигателя момент, необходимый для поворота коленчатого вала;

 

подключить шланги подачи и отвода масла (первый включается в подводной канал фильтра центробежной очистки масла, второй — к штуцеру слива масла из картера). Для подключения штуцера слива масла следует предварительно вывернуть сливную пробку из поддона картера.

При отсутствии централизованной системы смазки (что обычно имеет место в мастерских автохозяйств) вывернуть сливную пробку масла из поддона картера и на ее место ввернуть штуцер с датчиком от дистанционного термометра.

При централизованной смазке открыть штуцер для поступления масла из централизованной системы в двигатель, а при автономной смазке залить масло в картер через крышки коромысел до метки П на маслоизмерительном стержне.

Как при централизованной системе смазки, так и при авто-номной смазке двигатели следует прирабатывать на улучшенных смазочных маслах, предусмотренных для приработки двигателей (например: на веретенном масле 2 — индустриальное 12 по ГОСТ 1707—59, содержащее 2,5% организолей железа или 0,8—1,2% серы) могут применяться и другие, улучшенные масла.

Затем присоединить провод датчика указателя давления масла к манометру и от датчика указателя температуры воды к термометру щитка приборов, надеть шланги подачи воды к водяному насосу и шланг слива воды к выпускному патрубку, открыть вентиль подачи масла и проверить наличие циркуляции масла (при централизованной смазке), установить в выпускные трубопроводы (левую и правую) приспособления для отвода отработавших газов, соединить привод стенда с коленчатым валом двигателя (через муфту сцепления или коробку передач), установить на испытательном стенде требуемое число оборотов коленчатого вала в соответствии с данными, приведенными в табл. 37, включить двигатель стенда и приработать двигатель в течение времени, указанного в таблице.

 

 

Таблица 37

Режим холодной приработки двигателей

Этап приработки

Двигатель

Число оборо­тов коленча­того вала, мин

Нагрузка,

л.с.

Крутящий момент, к Гм

Продолжи­

тельность

приработки,

мин

Холодная приработ­ка предварительная

ЗМЗ-53 ЗМЗ-66

950—1100

0

0

18—20

ЗИЛ-ІЗО

680—790

0

0

18—20

Холодная приработка окончательная . ,

ЗМЗ-53 ЗМЗ-66

1250—1580

8—10

1,82,2

18—20

 

ЗИЛ-ІЗО

1050—1250

10—12

2,8—3,3

18—20

 

 

После холодной приработки провернуть коленчатый вал динамометрической рукояткой и записать в контрольную карту необходимый для этого крутящий момент.

Если крутящий момент, необходимый для проворачивания коленчатого вала, после холодной приработки увеличился, снять двигатель со стенда, вскрыть его, выяснить причину увеличения крутящего момента при проворачивании коленчатого вала (возможны задиры на зеркале гильз блока цилиндров, задиры на вкладышах или шейках коленчатого вала — коренных или шатунных, заедание толкателя клапанов или распределительного вала в своих направляющих или подшипниках, поломка поршневого кольца или другие дефекты).

Если двигатель прирабатывался при автономной смазке, то следует слить масло с картера и заменить его неработавшим или регенированным до кондиций, предусмотренных техническими условиями для свежего масла. После замены масла необходимо проверить его уровень в картере.

 

 

 

4. ГОРЯЧАЯ ПРИРАБОТКА ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130

Закончив холодную приработку, можно переходить к горячей. Для этого необходимо установить свечи зажигания А13-Б пли А15-Б в зависимости от условий дальнейшей эксплуатации двигателей(в зимних или летних). При установке свечей подложить под них медные шайбы, входящие в комплект свечей зажигания. Соединить электропроводами распределитель зажигания со свечами согласно схеме, приведенной на рис. 117. Проверить и, если необходимо, отрегулировать зазор (0,35—0,45 мм) между контактами прерывателя. Совместить указательную стрелку октан-корректора с риской 0 на нижней пластине. Присоединить источник питания к катушке зажигания 13—370501 для двигателя 3M3-53 и 130—370501 для двигателя ЗИЛ-130. Проверить правильность установки зажигания.

Присоединить топливопровод к впускному штуцеру топливного насоса. Открыть краник подачи топлива и подкачать топливо до заполнения отстойника. При горячей приработке двигателей применять бензины следующих сортов: для двигателей 3M3-53 и ЗМЗ-66 —А-72, а для ЗИЛ-130 —А-76 по ГОСТ 2064—56. Пустить прирабатываемый двигатель при помощи двигателя стенда и дать ему проработать на режиме № 1, приведенном в табл. 38, в течение 12—15 мин.

 

Таблица 38

Режим горячей приработки двигателей

Этап приработки

Двигатель

Число оборо­тов коленча­того вала, мин

Нагрузка,

л.с.

Крутящий

момент,

кГм

Продол­житель­ность об­катки, мин

Горячая приработка на

ЗМЗ-53

 

 

 

 

холостом ходу (пред­

ЗМЗ-66

1100—1350

0

0

12—15

варительная)          

ЗИЛ-ІЗО

950—1150

0

0

 

Горячая приработка на

ЗМЗ-53

 

 

 

 

холостом ходу (окон­

ЗМЗ-66

1400—1900

0

0

15—Ш

чательная)             

ЗИЛ-ІЗО

1200—1400

0

0

 

Горячая приработка с на­

 

 

 

 

 

грузкой:

 

 

 

 

 

режим № 1 ....

ЗМЗ-53

 

 

 

 

 

ЗМЗ-66

1100—1350

13—16

3 — 3,2

17—20

 

ЗИЛ-ІЗО

950—1150

15—18

4 — 4,2

 

» № 2 ... .

ЗМЗ-53

 

 

 

 

 

ЗМЗ-66

1400—1550

26—32

5,1— 6,4

 

 

ЗИЛ-ІЗО

1150—1300

30—37

8 —10

15—17

» № 3 ... .

ЗМЗ-53

 

 

 

 

 

ЗМЗ-66

1600—2000

38—45

7,8— 9,8

 

 

ЗИЛ-ІЗО

1350—1700

45—54

12—14

17—20

» № 4 ...

3M3-53

 

 

 

 

 

ЗМЗ-66

2250—2500

45—52

3,6—11,1

 

 

ЗИЛ-ІЗО

1800—2100

52—68

14—16

12—15



Затем изменить режим приработки двигателя на холостом ходу на окончательный и дать двигателю проработать на этом режиме в течение 15—18 мин. После этого провести горячую приработку двигателя с нагрузкой на режимах № 1, 2, 3 и 4, выдерживая числа оборотов коленчатого вала,, нагрузку и продолжительность приработки, указанные в табл. 38. Близкие к этим режимам приработки для двигателя ЗИЛ-130 рекоменду-ются в Технических условиях на капитальный ремонт автомобиля ЗИЛ-ІЗО.

После окончания горячей приработки двигателей моторист должен выполнить следующую работу:

отрегулировать карбюратор для получения устойчивой работы двигателя 3M3-53 при 475—525 об/мин, а двигателя ЗИЛ-ІЗО при 500—550 об/мин-,

проверить расход топлива при холостом ходе двигателя и при режиме № 4 горячей приработки. Расход топлива при холостом ходе не должен превышать 1,6 кг/ч, а при 2000—2500 об!мин 230 г/л. с. ч. для двигателя 3M3-53 и 240 г/л. с. ч. для двигателя ЗИЛ-ІЗО;

проверить правильность работы системы смазки двигателя. Давление масла в системе смазки на прогретом двигателе должно быть: при 500 об/мин не ниже 0,75 кГ/см2, при 1000 об/мин не ниже 1,75 кГ/см2, а при 2000 об/мин не ниже 2,75 кГ/см2-,

проверить работу двигателя на малых оборотах. Двигатель 3M3-53 должен устойчиво работать при 475—525 об/мин, а двигатель ЗИЛ-ІЗО при 500—550 об/мин;

 

проверить отсутствие течи масла, топлива и воды во всех соединениях;

проверить правильность работы ограничителя числа оборотов коленчатого вала двигателя. Ограничитель оборотов при работе с отрегулированным центробежным датчиком должен обеспечивать устойчивое автоматическое ограничение числа оборотов при работе двигателя с воздушным фильтром в пределах, указанных в табл. 39;

проверить на слух работу механизмов двигателя.

 

Таблица 39

Ограничение числа оборотов при работе двигателя с воздушным фильтром,

об! мин

Двигатель

При работе

с нагрузкой

При холостом ходе

3M3-53 и ЗИЛ-ІЗО

ЗМЗ-66   

3200+200

 3200+ 200

3450+ 2С0

3450±200

 

 

После горячей приработки и полного остывания двигателя необходимо проверить затяжку гаек, крепящих головки цилиндров двигателя с последующей проверкой и регулировкой зазоров между штангой толкателя и коромыслом. Проверяют затяжку гаек и регулировку зазоров в следующей последовательности:

проверить затяжку гаек крепления головок цилиндров динамометрическим ключом (крутящий момент 11,0—
12,0 кГм)

затянуть гайки крепления впускного трубопровода;

проверить и при необходимости отрегулировать зазоры (0,25—0,35 мм) между штангой толкателя и коромыслом. Допускается для устранения стука клапанов уменьшать зазоры между штангами толкателей и коромыслами первого, четвертого, пятого и восьмого цилиндров на 0,1 мм против указанных выше. После регулировки клапанов установить и закрепить крышки головок цилиндров.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47