ПРИРАБОТКА И ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47 

 

 

Глава VI

ПРИРАБОТКА И ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Приработка двигателя является технологическим приемом, совершаемым после сборки двигателя с целью частичной приработки трущихся поверхностей и их подготовки к восприятию нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации.

 

Трущиеся поверхности прирабатываются в течение четырех этапов: холодной приработки на холостом ходу, холодной приработки с нагрузкой, горячей приработки на холостом ходу и горячей приработки с приложением нагрузки. Согласно имеющимся опубликованным данным в конце каждого этапа приработки взаимное прилегание сопрягаемых поверхностей лежит в следующих пределах: в конце этапа холодной приработки от 5 до 10%, в конце этапа горячей приработки на холостом ходу от 15 до 20% и в конце горячей приработки с приложением нагрузки от 25 до 40% от полученной расчетным путем.

Приработку надо начинать при относительно небольших скоростях скольжения в ограниченных удельных нагрузках. Однако снижение удельной нагрузки ниже некоторой величины при повышении скорости скольжения может отрицательно сказаться на процессе приработки.

Критериями для характеристики процесса приработки являются:

скорость перемещения поршня;

удельные давления на трущихся поверхностях, возникающие при торможении коленчатого вала при приработке и от сил инерции движущихся частей.

Путь трения поршня на заданных режимах приработки зависит от числа оборотов коленчатого вала, длины хода поршня и времени приработки.

Скорость перемещения поршня определяется формулой

Анализ имеющихся данных по холодной и горячей приработке двигателей дал возможность наметить режимы холодной и горячей приработки, приведенные ниже и оправдавшие себя при опытной проверке.

Холодную приработку следует начинать при таких оборотах коленчатого вала, при которых обеспечивается достаточная подача масла насосом к трущимся деталям и его хорошее разбрызгивание (не менее 600—700 об/мин).

Во втором этапе холодной приработки число оборотов двигателя следует повышать, чтобы увеличить нагрузку на сопряжение вал—подшипник от инерционных сил. Можно также увели-

 

чить нагрузку и путем приложения внешнего тормозного момента к коленчатому валу.

Горячую приработку на холостом ходу следует начинать при таких же числах оборотов коленчатого вала, при которых заканчивалась холодная приработка, или несколько их уменьшить с таким расчетом, чтобы нагрузка от давления газов и сил инерции незначительно увеличивалась с соответствующими нагрузками в конце холодной приработки.

Заканчивать горячую приработку на холостом ходу следует при средней скорости поршня 180—230 м/мин. При перемещении поршня с более высокими скоростями инерционные нагрузки недостаточно компенсируются нагрузками от давления газов и, как следствие, происходит повышенный износ сопряжения шатунной шейки коленчатого вала — вкладыша.

Хорошо известно, что даже в полностью приработанных автомобильных двигателях на высоких оборотах без нагрузки происходят повреждения подшипников коленчатого вала. Это происходит из-за перегрузки подшипников двигателя действием инерционных сил, которые почти не компенсируются при работе двигателя без нагрузки силами от давления газов.

Приработку двигателя под нагрузкой следует начинать при несколько меньших оборотах, чем проводилась окончательная приработка на холостом ходу, а увеличение нагрузки на трущиеся сопряжения компенсировать за счет приложения внешнего тормозного момента.

 

Таблица 36 Исходные данные для режимов приработки двигателя

Этапы приработки

Скорость

поршня,

МІМПН

Суммарный путь трения, км

Нагрузка,

% от эксплуа­тационной мощности двигателя

Холодная приработка предваритель­

 

 

 

ная (без нагрузки)

130—150

3,0—3,5

0

Холодная приработка окончательная

 

 

 

(с нагрузкой)        

8

О

!

52

О

4,0—4,5

7—8

Горячая приработка на холостом

 

 

 

ходу предварительная           

180—220

3,5-4,0

0

Горячая приработка на холостом ходу

 

 

 

окончательная        

230—270

4,2—4,6

0

Горячая приработка с нагрузкой:

 

 

 

режим № 1            

180—220

3,5-4,0

10—12

» № 2     

220—250

3,5—1,0

20—25

» JM» 3  

260—320

5,0—6,0

30—35

» № 4     

350—400

4,0—5,5

35-40



В процессе горячей приработки нагрузка и число оборотов коленчатого вала должны ступенчато увеличиваться и к концу

приработки достигать: нагрузка 35—40% от максимальных мощности или крутящего момента двигателя, а число оборотов — 60—70% от максимальных чисел оборотов коленчатого вала двигателя. С учетом сказанного для расчетов режимов холодной и горячей приработки двигателей рекомендуются данные, приведенные в табл. 36.

По данным табл. 36 рассчитаны все режимы холодной и горячей приработки, приведенные ниже.

На приработку должны допускаться только те двигатели, которые по комплектности и качеству сборки удовлетворяют техническим условиям на сборку узлов и агрегатов двигателей и техническим условиям на общую их сборку.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47