УСТАНОВКА МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47 

 

 

6.

УСТАНОВКА ГОЛОВОК ЦИЛИНДРОВ, ВПУСКНЫХ И ВЫПУСКНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, ПРИВОДА ПРЕРЫВАТЕЛЯ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ И МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130

 



Подбор толкателей, установку головки цилиндров в сборе, штанг толкателей, оси коромысел в сборе, регулировку зазоров между коромыслами и клапанами, установку крышки оси коромысел, впускных и выпускных трубопроводов, привода прерывателя-распределителя и масляных фильтров выполняют в положении блока цилиндров, показанном на рис. 93.

Толкатели подбирают так, чтобы будучи смазанными тонким слоем машинного масла, они медленно опускались в отверстиях блока под действием собственного веса. Зазор между направляющей цилиндрической поверхностью толкателя и отверстием равен 0,015—0,038 мм. Если зазор выдержан, то при качании толкателя люфт не ощущается. После подбора толкателей необходимо снять технологические планки, предохранявшие гильзы от выпадания и установленные на первой операции после установки гильз, проверить, что в цилиндрах отсутствуют посторонние предметы, протереть салфеткой днища поршней и разъемные плоскости блока и продуть их сжатым воздухом. Затем положить прокладки и установить головки цилиндров на фиксаторы, запрессованные в блок, и поставить штанги толкателей головкой меньшего диаметра вверх.

На установленные головки цилиндров устанавливают оси коромысел в сборе. При установке подсобранных осей коромысел регулировочные винты коромысел клапанов сферической выемкой должны лечь на сферу наконечников штанг толкателей. На двигателе ЗИЛ-ІЗО вставляют болты с плоскими шайбами в отверстия стоек коромысел и предварительно затягивают их. После этого вставляют остальные болты в отверстия головок, предварительно подложив под них плоские шайбы и, подсоединив щитки свечей зажигания и сточные желобки, закрепляют головку цилиндров. В двигателе 3M3-53 головки цилиндров крепят при помощи гаек и шпилек, ввернутых в блок. Окончательно болты и гайки затягивают динамометрическим ключом. Моменты затяжки болтов для двигателя ЗИЛ-130 — 7—9 кГм, а гаек для двигателя 3M3-53 — 7,3—7,8 кГм. Последовательность затяжки гаек головок цилиндров двигателя 3M3-53 показана на рис. 111, а гаек головок цилиндров двигателя ЗИЛ-ІЗО на рис. 112. Обе головки цилиндров можно устанавливать одновременно с левой и правой стороны.

После установки головок цилиндров устанавливают впускной трубопровод в сборе, но предварительно до установки впускного трубопровода на двигатель 3M3-53 нужно положить прокладки: заднюю, боковые и переднюю. Тонкие участки боковых прокладок должны быть положены под переднюю и заднюю прокладки. На прокладки и шпильки устанавливают впускной

 

трубопровод в сборе. На шпильки впускного трубопровода устанавливают фильтр тонкой очистки топлива, после чего их крепят гайками с подложенными под них плоскими шайбами. На крайние диагонально-расположенные шпильки вместо гаек устанавливают грузовые гайки. Гайки нужно затягивать крест накрест от середины впускного трубопровода динамометрическим ключом. Момент затяжки 2,5—3 кГм.

На двигатель ЗИЛ-130 впускной трубопровод в сборе устанавливают в следующей последовательности:

в направляющие блока цилиндров вставляют штангу привода топливного насоса;

укладывают на разъемные плоскости блока и на боковые плоскости головок цилиндров прокладки;

на эти прокладки и шпильки, завернутые в блок, устанавливают впускной трубопровод в сборе и закрепляют гайками. Под гайки нужно поставить плоские шайбы. Окончательно гайки затягивают динамометрическим ключом с моментом 2,0—3,0 кГм крест накрест от середины к краям трубопровода. Выпускные трубопроводы устанавливают в обоих

двигателях в следующей последовательности. На шпильки правой и левой головки надевают медно-асбестовые прокладки, на них накладывают устанавливаемый трубопровод и крепят гайками с плоскими шайбами. Момент затяжки гаек должен быть в пределах 4,0—6,0 кГм.

На двигателе ЗИЛ-130 одновременно с установкой левого трубопровода укрепляют щиток стартера, а в проем между головкой цилиндров и трубопроводом устанавливают трубку

измерения уровня масла. Эту трубку закрепляют гайкой на штуцере, ввернутом в блок.

 

Рис. 111. Схема последовательности затяжки гаек, крепящих головки цилиндров двигателя 3M3-53

 

Рис. 112. Схема последовательности затяжки болтов, крепящих головки цилиндров двигателя ЗИЛ-130

 

Рис. 113. Положение меток на двигателе ЗИЛ-ІЗО при установке поршня первого цилиндра в положение в. м. т.

 



Масляные фильтры в сборе (фильтр грубой и фильтр центробежной очистки масла) устанавливают на блок цилиндров двигателя ЗИЛ-ІЗО вместе с прокладкой и крепят болтами. Под болты подкладывают плоские шайбы, а под один из крайних болтов ставят массирующую перемычку.

Регулировка зазоров между коромыслами и клапанами.
Оптимальные зазоры между коромыслами и клапанами на холодном двигателе должны находиться в пределах 0,25— 0,30 мм, когда толкатель клапана соприкасается с точкой кулачка, наиболее удаленной от оси вращения распределительного вала. Зазоры в клапанах можно регулировать в последовательности их открытия и закрытия или более рационально с учетом, что в ряде положений распределительного вала клапаны различных цилиндров находятся в верхнем положении, когда зазоры достигают максимальной величины.

Клапаны в последовательности их закрытия регулируют в следующем порядке: провертывают коленчатый вал в положение, соответствующее в. м. т. такта сжатия в первом цилиндре. В этом положении в двигателе 3M3-53 метка на шкиве должна совпадать со стрелкой-указателем, укрепленной на крышке

распределительных шестерен, а в двигателе ЗИЛ-ІЗО отверстие 1 (рис. ИЗ) на шкиве с меткой в. м. т. на указателе 2 установки зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных оборотов.

При этой установке оба клапана, впускной и выпускной первого цилиндра, должны быть закрыты, а между торцом стержня клапана и опорной поверхностью коромысла должны быть наибольшие зазоры 0,25—0,30 мм.

 

 

Зазоры замеряют пластинчатым щупом (рис. 114) и при необходимости устанавливают до указанных величин. Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт, ослабить ключом контргайку регулировочного винта и, поворачивая регулировочный винт вправо или влево, добиться такого положения, чтобы зазор между торцами клапана и опорной поверхностью коромысла находился в заданных пределах. После регулировки клапанов двигателя ЗМЗ пластинчатый щуп толщиной 0,25 мм должен свободно входить между торцом клапана и опорной поверхностью коромысла, а щуп 0,30 мм не должен, проходить между этими поверхностями.

Для регулировки зазоров в клапанах остальных семи цилиндров следует провернуть пусковой рукояткой по часовой стрелке коленчатый вал на 90° от первоначального положения

 

и отрегулировать клапана так, как указано выше, для других цилиндров в следующей последовательности (не считая первого цилиндра): 5—4—2—6—3—7—8.

Так как максимальные зазоры впускных и выпускных клапанов совпадают между собой при различных положениях распределительного вала, предлагается и другой, более рациональный метод регулирования зазоров, учитывающий это положение. В этом случае регулировку ведут в последовательности,

показанной на рис. 115, и производят следующим образом:

устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) так, как описано выше. В этом положении поршня выпускные клапаны первого, четвертого и пятого цилиндров и впускные клапаны первого, седьмого и восьмого цилиндров находятся в верхнем положении, поэтому их можно регулировать в любой последовательности без поворота коленчатого вала; проворачивают рукояткой коленчатый вал на 180° и регулируют зазоры выпускного клапана второго цилиндра и впускного клапана пятого цилиндра;

проворачивают коленчатый вал еще на 180° и регулируют зазоры выпускных клапанов первого, шестого и седьмого цилиндров и впускных клапанов второго, четвертого и шестого цилиндров;

проворачивают коленчатый вал еще на 180° и регулируют зазоры выпускного клапана восьмого цилиндра и впускного клапана третьего цилиндра.

Необходимое положение коленчатого вала при регулировке может быть размечено мелом, после определения первого положения коленчатого вала.

Нахождение наивысших точек кулачков распределительного вала определяется путем поворота коленчатого вала двигателя рукояткой .

После регулировки зазоров на шпильки головок цилиндров устанавливают крышки головок в сборе с прокладкой и закрепляют гайками, под которые предварительно ставят шайбы. На четвертую шпильку первой головки цилиндров двигателя ЗИЛ-130 необходимо вначале надеть хомут трубки указателя уровня масла, потом шайбу.

 

 

 

Привод прерывателя-pаспределителя на обоих двигателях 3M3-53 и ЗИЛ-ІЗО устанавливают в одной и той же последовательности, а именно:

устанавливают коленчатый вал по первому поршню в положение, соответствующее в. м. т. хода сжатия в первом цилиндре;

надевают прокладку на фланец привода прерывателя-распределителя, затем паз 2 (рис. 116) валика 4 привода прерывателя-распределителя располагают в корпусе так, что-

 

бы он был параллелен риске 6, нанесенной на верхнем фланце 1 корпуса привода прерывателя-распределителя.

В таком положении вставляют привод прерывателя-распределителя в сборе в гнездо блока цилиндров. При этом необходимо обеспечить к моменту начала зацепления шестерни 5 привода с шестерней распределительного вала совпадение отверстий в нижнем фланце 3 корпуса привода с отверстиями в блоке. В таком положении привод прерывателя-распределителя двигателя ЗИЛ-ІЗО крепят к блоку цилиндров болтами, а двигателя 3M3-53 — держателем и гайкой.

 

 

 

 

 

Рис. 115. Порядок регулировки клапанов в нескольких цилиндрах при одном и том же положении коленчатого вала

Рис. 116. Установка привода прерывателя-распределителя

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47