Сборка шатуна с поршнем двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 3

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Сборка шатуна с поршнем двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 3

 

 

Ось отверстия под поршневой палец должна быть перпендикулярна образующей юбки поршня, а боковые стороны канавок поршневых колец — параллельны этой оси.

Очень важно, чтобы торцы поршневого кольца были перпендикулярны к оси зеркала гильзы цилиндра. Такое положение может иметь место только в том случае, если канавки под поршневые кольца в поршне будут параллельны оси отверстия под поршневой палец.

Для контроля параллельности указанных элементов рекомендуется применять прибор, изображенный на рис. 72*.

Верхние плоскости шлифованных пластин I прибора строго параллельны установочным плоскостям 2, от которых настраивают прибор по концевым мерам или образцовому поршню. Правая пластина закреплена на салазках и может перемещаться при помощи рукоятки 4, шестерни и зубчатой рейки; на

стойках 3 закреплены в требуемом положении индикаторы 5. Параллельность канавок под поршневые кольца и

оси отверстия под поршневой палец контролируют следующим образом. Оба индикатора устанавливают в нулевое положение по концевым мерам на размер от оправки до установочной плоскости 2. В отверстие контролируемого поршня вставляют оправку слегка конусную в средней части, но

строго цилиндрическую и одного и того же размера по краям. Замеряемый поршень подвешивают на пластины 1 боковыми сторонами канавки под поршневые кольца. Слегка поворачивая поршень, замечают предельные отклонения стрелок индикатора. Разность отклонений стрелок определяет непараллельность оси

отверстия под поршневой палец относительно боковых сторон канавок (на длине 100 мм). По техническим условиям непарал-лельность этих элементов не должна превышать 0,05 мм. Прибор пригоден для контроля поршней всех карбюраторных двигателей.

Поршни, входящие в комплект одного двигателя, должны иметь веса, отличающиеся один от другого не более чем на
±2 г.

 

 

 

Поршни по весу можно контролировать на циферблатных весах, обеспечивающих надлежащую точность взвешивания. Если поршни отличаются по весу на величину больше указанной, то следует подогнать их веса путем снятия примерно одинакового количества металла с обоих приливов бобышек поршня.

Поршни с шатунами, укомплектованными по межосевому расстоянию отверстий нижней и верхней головок и весу шатунов, собирают с поршнями и поршневыми пальцами, имеющими одну и ту же размерную группу по посадочным элементам (отверстиям в бобышках поршня и шатуна и по наружному диаметру поршневого пальца). При сборке шатуна с поршнем поршень нагревают до температуры 60°С и собирают при помощи приспособления (см. рис. 68, поз. 4) для запрессовки поршневого пальца. После запрессовки поршневого пальца необходимо установить в канавки бобышек поршня стопорные кольца.

При сборке поршней с шатунами двигателей 3M3-53 необходимо следить, чтобы маркировка «назад» на поршне и на шатуне — 66-1004050 — были направлены в одну сторону, если поршни предназначены для установки в левый

ряд гильз блока цилиндров (№ 1, 2, 3 и 4) ив противоположную сторону , если поршни будут устанавливать в правый ряд гильз (№ 5, 6, 7 и 8).

При сборке поршня с шатуном у двигателя ЗИЛ-130 необходимо обеспечить, чтобы стрелка на поршне — перед — и бобышка на шатуне для левой группы цилиндров (№ 1, 2, 3 и 4) были направлены в одну сторону, а для правой группы (№ 5, 6, 7 и 8) в разные стороны.

После сборки поршней с шатунами их взвешивают. Разница в весе собранных поршней с шатунами в комплекте не должна превышать 10 г.

 

 

 

 

Рис. 72. Прибор для контроля поршней

 

Рис. 73. Приспособление для надевания колец: а — I положение; б — II положение; в—III положение

 

 

 

 



Подбор и подгонка поршневых колец по гильзами поршням. В поршни устанавливают поршневые кольца соответствующего поршням и гильзам номинального или ремонтного размера. Поршневые кольца поочередно заводят в гильзу или кольцевой калибр и проверяют пластинчатым щупом величину теплового зазора в замке.

Величины зазоров для компрессорных и маслосъемных колец различны и должны находиться в пределах, приведенных в табл. 21. Если величина зазора окажется меньше указанной, то допускается припиловка бархатным напильником стыков разъема кольца, образующих зазор, которые после припиловки должны быть параллельны.

Подобрав кольца по гильзам, проверить свободу их проворачивания в канавках поршня. Кольцо должно свободно перекатываться без заедания и заметного люфта в канавке поршня. Зазор между стенкой канавки и торцом поршневого кольца проверяют щупами (см. рис. 35) в соответствии с данными табл. 21. Если зазор недостаточен, то следует (убедившись сначала, что торцы поршневых канавок в поршне свободны от забоин и заусенцев) отшлифовать кольцо при помощи мелкозернистого наждачного полотна, положенного на плоскую плиту или стеклянную плоскую пластину, до получения необходимого зазора.

Для установки поршневых колец в поршни, подогнанные по поршневым канавкам, применяют специальные щипцы (см. рис. 12) или приспособления. В качестве простого и надежного приспособления для надевания колец рекомендуется приспособление, изображенное на рис. 73. При помощи этого приспособления на втулку 1 надевают 2—3 комплекта колец (по два компрессионных и одному маслосъемному в комплекте), затем поршень устанавливают в отверстие той же втулки головкой вниз. При установке маслосъемного кольца нажатием руки на поршень опускают втулку 1 вниз, а кольцо, упираясь в торец нижележащих колец, остается на месте. Как только кольцо окажется против канавки, оно заходит в канавку (рис. 73, а). Для надевания второго компрессионного кольца следует вставить шайбу 3, снова толкнуть поршень вниз, и кольцо попадает

 

в паз (рис. 73, б). Для надевания первого компрессионного кольца на шайбу 3 следует положить шайбу 4 и снова толкнуть поршень вниз. Первое компрессионное кольцо попадает в свой паз (рис. 73, в).

Втулки 1 и 2 — сменные, их размеры соответствуют ремонтным размерам поршней.

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..