Сборка шатуна с поршнем двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 2

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Сборка шатуна с поршнем двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 2

 

Комплектовка шатунов по размерам отверстия верхней головки шатуна. Для обеспечения оптимального зазора между поршневым пальцем и отверстием верхней головки шатуна поршневые пальцы заводы-изготови-тели сортируют на четыре размерные группы и имеют размеры и цвет маркировки, приведенные в табл. 20. На такие же четыре размерные группы по размерам отверстия верхней головки шатуна нужно рассортировать и отремонтированные шатуны. Если с завода-изготовителя поступают поршневые пальцы, не имеющие маркировки и, следовательно, не рассортированные по размерным группам, их следует также рассортировать.

При сортировке поршневых пальцев в качестве измерительных средств можно применять микрокаторы или оптикаторы, выпускаемые ленинградским инструментальным заводом с ценой деления 0,2 или 0,5 мкм. Настраивают эти приборы по концевым мерам четвертого разряда шли третьего класса точности. Для определения размеров отверстий верхней головки шатуна при их сортировке можно применять индикаторный нутромер с пределами измерения 18—32 мм и ценой деления 1 мкм или пневматический калибр с ценой деления 0,5 или 1 мкм. Настраивать индикаторный нутромер и пневматический калибр следует по мерным кольцам номинального диаметра — 25 мм для

шатунов двигателей 3M3-53 и 28 мм для шатунов двигателей ЗИЛ-ІЗО. Рассортированные по размерным группам отверстия верхней головки шатуна должны находиться в пределах размеров, приведенных в табл. 22. Конусообразность овальность по длине отверстия не должны превышать 0,005 мм. При наличии конуеообразности или овальности в указанных пределах шатун следует относить к той или иной группе по наименьшему диаметру отверстия.

После сортировки поршневых пальцев и отверстий верхней головки шатуна пальцы подбирают по отверстиям. Палец, принадлежащий к одной из групп (согласно цвету маркировки),

подбирают к той же группе или соседней. Смазанный тонким слоем масла СУ палец должен плотно входить в отверстие шатуна без ощутимого люфта под давлением большого пальца.

После сортировки шатунов по размерным группам и подбору поршневых пальцев необходимо подобрать шатуны в комплекте так, чтобы они имели одинаковые веса (разность в весе не должна превышать 5 г), причем при одинаковом весе шатунов распределение материала по длине шатуна должно быть такое, чтобы как нижние, так и верхние головки шатунов в одном комплекте тоже имели примерно одинаковый вес.

Для подбора комплекта шатунов по этому параметру на посту- подсборки (см. рис. 68) предусмотрены специальные весы 3, позволяющие раздельно определять вес нижней и верхней головок. Для взвешивания шатун помещают на весы и по правой шкале определяют вес нижней головки, а по левой вес верхней головки. Разность в весе головок комплекта шатунов не должна превышать ±3 г. Если разность веса верхних или нижних головок превышает указанную величину, необходимо подогнать шатуны по весу. Излишек металла следует снимать с приливов верхней головки и крышки шатуна.

При отсутствии специальных двойных весов шатуны взвешивают при помощи приспособления (рис. 70) на обычных циферблатных весах.

Комплектовка гильз блока цилиндров с поршнями и поршней с поршневыми пальца-м и. Для обеспечения оптимального зазора и облегчения подбора поршней к гильзам, поршни и гильзы, выпускаемые заводами-изготовителями, сортируют и маркируют соответствующими буквами по размерным группам (см. таблицы 10 и 18).

При сортировке гильз блока цилиндров по размерным группам в качестве измерительного средства можно применять индикаторный нутромер или пневматический калибр с ценой делений 2 мкм и пределами измерения 80—120 мм. Настраивать приборы следует по мерным кольцам, размер которых соответствует номинальному или ремонтным размерам гильз, приведенных в табл. 10.

Рассортированные по размерным группам поршни и гильзы подбирают друг к другу. Зазор между зеркалом гильзы и юбкой поршня должен находиться в пределах 0,012—0,020 мм для двигателей 3M3-53 и 0,03—0,05 мм для двигателей ЗИЛ-130. Величину зазора определяют путем протягивания ленты-щупа толщиной 0,06 мм и шириной 13 мм для двигателей 3M3-53 и толщиной 0,08 мм и шириной 13 мм для двигателей ЗИЛ-130. Длина ленты должна быть не менее 200 м. Поршни можно подбирать как по гильзам, уже установленным в блок (рис. 71, а), так и по гильзам, установленным в приспособление или тиски (рис. 71, б). Усилие, с которым протягивают ленту-щуп при правильном зазоре между гильзой и поршнем, находится в пределах 2,3—3,3 кГ для двигателей 3M3-53 и 3,5—4,5 кГ для двигателей ЗИЛ-130.

Подобранные поршни и соответствующие им гильзы клеймят порядковым номером от № 1 до 8. Клеймо ставят на донышке поршня и верхнем торце гильзы.

 

 

 

 

Рис. 70. Приспособление для определения весов верхней и нижней
головок шатунов:
1 — опорная пара; 2 — стержень; 3 — основание; 4 — направляющий стержень;
5 — шатун; 6 — качающаяся опора; 7 —призма; 8 — опорный стержень нижней головки; 9 — стойка; 10 — подушка призмы

 

Рис. 71. Подбор поршней по гильзам: а — непосредственно по гильзе, установленной в блоке цилиндров; б—отдельно по гильзе
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..