Сборка шатуна с поршнем двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Сборка шатуна с поршнем двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 1

Все детали, входящие в шатунно-поршневую группу, воспринимают большие нагрузки, испытывают высокие напряжения. От оптимальной величины зазоров или натягов в сопрягаемых деталях зависит долговечность и надежность работы

двигателя. Поэтому детали шатунно-поршневой группы подбирают и комплектуют по методам селективной сборки. Для удобства проведения комплектовки и сборки в заводских условиях рекомендуется организовать пост, оборудованный рядом приборов и приспособлений, приведенных на рис. 68.

Комплектовка шатунов по межосевому расстоянию отверстий большой и малой головок.

Прежде всего шатуны комплектуют по размерам межосевого расстояния, приведенным выше в табл. 23. Шатуны по этому расстоянию комплектуют на приборе для комплексной проверки шатунов, изображенном на рис. 69 [11]. На этом приборе кроме межосевого расстояния можно определить непараллель-ность и перекос осей отверстий верхней и нижней головок шатуна.

Измерительную плиту 1 прибора, на которой смонтированы рычажные системы и четыре индикатора можно перемещать вверх и вниз по стойкам 2 при помощи винта и маховичка.

Через отверстия двух кронштейнов 7, проходит оправка 8, коническая (с уклоном 0,05x100 мм) в средней части и цилинд-рическая в местах соприкосновения с отверстиями кронштейнов.

 

 

 

 

 

Рис. 68. Пост подсборки шатунов с поршнями:
1 — приспособление для проверки и правки шатуна; 2, 5, 9 и 10— стеллажи для хранения деталей; 3 — весы для определения весов верхней и нижней головок шатуна; 4 — приспособление для запрессовки поршневого пальца; 6 — стол; 7 — люк для загрузки поршней в выдвижную духовку для их подогрева; 8—приспособление для контроля поршней; 11 — приспособление для закрепления гильзы при подборе поршней к ним; 12—весы для взвешивания собранных комплектов; 13—оправка для одевания колец; 14 — ящик для транспортирования подсобранных комплектов; 15—рольганг для передачи подсобранных комплектов на сборочный конвейер; 16, 17 — ящики для хранения инструментов и обтирочного материала

 

Рис. 69. Прибор для комплексной проверки шатунов

 

 

 

Ползунок 9 можно перемещать вдоль измерительной плиты в направляющих пазах каретки 3 и поворачивать на цапфе. Ось последней перпендикулярна к измерительной плите.

Оправку 4, коническую в средней части и цилиндрическую по краям устанавливают в отверстие верхней головки шатуна.

Шатун фиксируют в определенном положении при его контроле относительно положения ползунка 9 ограничителем 6.

Все перечисленные узлы и детали прибора можно перемещать по стойкам, плоскостям и пазам и устанавливать в любое требуемое положение в зависимости от размеров контролируемых шатунов. Оправки 8 и 4 сменные и их размеры в средней части зависят от размеров отверстий проверяемых шатунов.

Прибор настраивают по образцовому шатуну, у которого отклонения межосевого расстояния головок, непараллельность и перекос осей в три раза меньше допускаемых по техническим условиям (см. табл.22).

Для настройки прибора образцовый шатун помещают нижней головкой в ограничитель 6 и через отверстия в кронштейнах 7 и отверстие нижней головки шатуна продевают оправку 8 так, чтобы головка заклинилась на конической (средней) части оправки. В отверстие верхней головки шатуна вставляют оправку 4. Затем образцовый шатун поворачивают вместе с нижней оправкой в крайнее верхнее положение до упора. Стрелкам индикаторов дается натяг на 1,1 оборота путем смещения индикаторов в своих гнездах и закрепления их в соответствующих положениях. Шкалы индикаторов устанавливают на нуль. После настройки индикаторов шатун поворачивают в нижнее положение и вынимают оправку 4. При помощи рукоятки 5 выталкивателя оправка 8 смещается вдоль оси, освобождая шатун, и вынимается из отверстий. Образцовый шатун вынимают из ограничителя 6, а на его место устанавливают проверяемый шатун и вставляют оправки 8 и 4. Затем проверяемый шатун вместе с оправками поворачивают в крайнее верхнее положение до упора. В этом положении шатуна замечают отклонения стрелок всех четырех индикаторов, которые фиксируют следующее:

верхний индикатор, установленный в центре плиты, показывает отклонение межосевого расстояния отверстий верхней и нижней головок шатуна;

верхний правый индикатор показывает отклонение от параллельности осей нижней и верхней головок шатуна на длине 100 мм;

разность показаний двух нижних индикаторов определяет удвоенную величину перекоса осей отверстий на длине 100 мм. При допускаемом перекосе осей отверстий до 0,05 мм разность показаний этих индикаторов не должна превышать 0,1 мм.

Если непараллельность и перекос осей отверстий шатуна не отвечают требованиям технических условий, то шатун можно править непосредственно на приборе поворотом оправки 4, либо при помощи рычага, захватывающего стержень шатуна.

Шатуны, удовлетворяющие техническим условиям, необходимо рассортировать по межосевому расстоянию головок на ремонтные группы в соответствии с размерами, приведенными в табл. 23. Рассортированные по группам шатуны рекомендуется маркировать по полке тавра шатуна нерастворимой в масле краской следующего цвета: 1-й ремонтный размер — белой, 2-й — зеленой, 3-й — желтой.

Указанный прибор является универсальным и его можно применять на заводах и в автохозяйствах, производящих капитальный ремонт двигателей.

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..