Сборка коленчатого вала с маховиком и сцеплением двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Сборка коленчатого вала с маховиком и сцеплением двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 1

В собранный узел (коленчатый вал с маховиком и сцеплением) входят детали, изображенные на рис. 66.

Для облегчения проведения сборочных операций, повышения качества и сокращения времени на сборку выполнение всех сборочных и контрольных работ рекомендуется проводить на универсальном сборочном стенде (рис. 67), на котором можно собирать и контролировать качество сборки коленчатого вала с маховиком и сцеплением всех карбюраторных автомобильных двигателей.

Последовательность сборки коленчатого вала с маховиком и сцеплением следующая. Коленчатый вал устанавливают на два склиза 14 и 15 фланцем к передней бабке (см. рис. 67), а затем на опорные ролики 2, закрепленные на двух кронштейнах 1 и поджимают упором, установленным в шпинделе задней бабки 16, и набрасывают на шатунную шейку крюк, предохраняющий вал от проворачивания. После этого при помощи оправки в центральное отверстие коленчатого вала запрессовывают шариковый подшипник ведущего вала коробки передач, а в отверстия фланца коленчатого вала болты крепления маховика. При запрессовке болтов, имеющаяся на стержне болта лыска должна касаться буртика фланца коленчатого вала. На эти болты насаживают маховик в сборе с зубчатым венцом. Центрируют маховик по фланцу коленчатого вала и крепят к фланцу гайками. Момент затяжки гаек для двигателей 3M3-53 должен находиться в пределах 7,3—8,3 кГм, а для двигателей ЗИЛ-130 в пределах 14—15 кГм.

После закрепления маховика необходимо проверить перпендикулярность рабочей поверхности торца маховика к оси коленчатого вала. Для этого измерительную головку 5, устанавливают так, как показано на рис. 67, при этом измерительный наконечник 4 индикатора упирается в торец маховика. Поворачивая коленчатый вал на один оборот, можно определить биение торца, которое допускается: для двигателей 3M3-53 не более 0,15 мм на радиусе 180 мм, для двигателей ЗИЛ-130 не более 0,15 мм на радиусе 150 мм. Если биение торцовой поверхности маховика не выходит за указанные пределы, то сборку узла продолжают в следующей последовательности. На шлицевый валик-оправку (на рис. 67 не показан) надевают ведомый диск сцепления в сборе, и цилиндрический конец этой оправки заводят в отверстие шарикового подшипника ведущего вала коробки передач. Далее, не вынимая оправки, устанавливают на маховик нажимной диск сцепления с кожухом в сборе и крепят кожух к маховику. Для предохранения болтов от самоотвинчивания под них подкладывают пружинные шайбы. Момент затяжки болтов должен находиться в пределах 2—3 кГм для двигателей 3M3-53 и 3—4 кГм для двигателей ЗИЛ-130.

После затяжки болтов вынимают оправку, центрирующую ведомый диск сцепления в сборе, и проверяют рабочий ход диска при выключении сцепления при помощи измерительной бабки 13 (см. рис. 67). Основание измерительной бабки может перемещаться по направляющим при помощи маховичка 12, шестерни и зубчатой рейки. При сборке коленчатого вала с маховиком и сцеплением измерительную бабку 13 отодвигают в крайнее левое положение и она не мешает выполнению сборочных работ.

 

 

 

Рис. 66. Детали, входящие в сборочный узел (коленчатый вал с маховиком и сцеплением в сборе):
1 — коленчатый вал; 2— болт маховика; 3— маховик в сборе; 4 — ведомый диск сцепления в сборе; 5 — нажимный диск сцепления с кожухом в сборе; 6 — гайка крепления маховика; 7—подшипник

 

 

Рис, 67. Универсальный стенд для сборки и контроля коленчатого вала с маховиком и сцеплением

 

 

 

На основании бабки смонтированы две направляющие цилиндрические колонки 10 с винтовыми канавками. По этим колонкам измерительную бабку можно перемещать вверх и вниз и устанавливать так, чтобы ось сменной оправки 3 совпа-дала с осью коленчатого вала. Необходимость перемещения измерительной бабки в вертикальном направлении вызвана тем, что шейки коленчатых валов могут иметь различные ремонтные размеры диаметров, а следовательно, будучи помещены на направляющие ролики, валы займут различные положения относительно направляющих измерительной бабки.

 

 

Рабочий ход диска при выключении сцепления проверяют в следующей последовательности: измерительную бабку подводят маховичком 12 так, чтобы цилиндрический конец сменной оправки 3 зашел в подшипник ведущего вала коробки передач, а шлицевая часть оправки в шлицевое отверстие ведомого диска. После того как шлицевая часть оправки зайдет в пазы отверстия ведомого диска, бабку закрепляют и, вращая маховичок 9, подают гильзу 8 так, чтобы резьбовая муфта 6 подошла к упорным поверхностям рычагов выключения сцепления, а нулевое деление на маховичке 9 совместилось со стрелкой-указателем 11. После этого поворачивают резьбовую муфту 6, чтобы ее передний торец пришел в соприкосновение с опорными поверхностями рычагов выключения сцепления. Затем при помощи маховичка 9 перемещают гильзу 8 на требуемую величину рабочего хода диска при выключении сцепления (на 11,7 мм для двигателей 3M3-53 и на 16 мм для двигателей ЗИЛ-130). За один оборот маховичка шпиндель перемещается на 5 мм. Цена деления лимба, нанесенного на маховичке, 0,1 мм. Переместив рычаги выключения сцепления на требуемую величину и вращая диск 7 с накаткой, поворачивают шпиндель. При повороте шпинделя одновременно поворачивается и ведомый диск сцепления.

В правильно собранном узле при повороте ведомый диск не должен касаться рычагов и нажимного диска.

После сборки и контроля собранного узла необходимо произвести его динамическую балансировку. Балансировать можно на станке модели 9В-725-14, изготовляемом Минским станкостроительным заводом им. К. Е. Ворошилова или на станке другой конструкции.

 

 

 

Перед балансировкой полости в шатунных шейках и масляные каналы коленчатого вала заполняют маслом. Для этого необходимо вывернуть пробки-заглушки масляных полостей, а после заполнения полостей и каналов маслом завернуть. На каждую шатунную шейку перед балансировкой ставят разъемные кольца-грузы: для двигателей 3M3-53 весом 2237 г, а для двигателей ЗИЛ-130 — 2858 г (с точностью +2 г).

Дисбаланс собранных узлов не должен превышать 70 Гсм как для двигателей 3M3-53, так и для двигателей ЗИЛ-130.

Для динамического уравновешивания коленчатого вала в сборе с маховиком и сцеплением двигателей 3M3-53 удаляют металл путем сверления отверстий на маховике 0 8 мм на глубину до 10 мм, а для двигателей ЗИЛ-130 в нажимном диске

 

сцепления через отверстия в кожухе сцепления, оси которых совпадают с осями нажимных пружин. Диаметр отверстия должен быть не более 10 мм, глубина не более 20 мм.

Балансируют только те подсобранные узлы, начальный дисбаланс которых не превышает 180 Гсм. При большей величине дисбаланса узел раскомплектовывают и детали балансируют повторно.

На отбалансированном узле следует клеймить маховик и кожух сцепления метками 0, расположенными на обеих деталях друг против друга. Метки ставят около одного из болтов крепления нажимного диска-

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..