ТЕХНОЛОГИЯ СБОРКИ УЗЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
К сборочным работам относится совокупность операций, которые необходимо
выполнить для того, чтобы из отдельных деталей, поступающих на сборочный
участок ремонтной мастерской или в сборочный цех ремонтного завода,
собрать двигатель, отвечающий заданным техническим условиям.
Трудоемкость сборочных работ составляет 25—30% от общей трудоемкости на
капитальный ремонт двигателя.
Организация технологического процесса сборки двигателей зависит от
объема сборочных работ (полная сборка двигателя или частичная при замене
комплектов деталей, имеющих оптимальный износ), трудоемкости сборки и
количества выпуска собираемых двигателей.
Для повышения производительности труда и повышения качества сборки
предусмотрены сборочные операции на следующих постах: сборка блока
цилиндров; сборка нажимного диска сцепления; сборка коленчатого вала с
маховиком и сцеплением; комплектовка гильз с поршнями и сборка шатунов с
поршнями и поршневыми кольцами; сборка крышки распределительных
шестерен; комплектовка распределительных шестерен и сборка
распределительного вала; комплектовка клапанов, притирка их к гнездам
головки цилиндров и сборка головки цилиндров; сборка впускного
трубопровода; сборка привода прерывателя-распределителя.
Кроме этих узлов, на постах рекомендуется собирать водяной, масляный и
топливный насосы; фильтры грубой и тонкой очистки масла; карбюратор,
генератор, стартер и прерыватель-распределитель зажигания.
Все детали двигателей ЗИЛ-130, поступающих на сборку, должны
соответствовать техническим условиям, приведенным в главе III и
соответствующим требованиям, изложенным в Технических условиях на
капитальный ремонт автомобиля ЗИЛ-130.
2. КОМПЛЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ И ПОДСБОРКА УЗЛОВ
ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130
Сборка блока цилиндров двигателей 3M3-53 и
ЗИЛ-130 - часть 1
Блок цилиндров является основной базовой деталью, на которую
устанавливают все подсобранные узлы, агрегаты и отдельные детали,
комплектующие двигатель. Детали, входящие в сборочный узел — блок
цилиндров в сборе — двигателя 3M3-53, показаны на рис. 50.
Рис. 51. Приспособление для подсборки блока
цилиндров
Для облегчения подсборки блоков двигателей
рекомендуется применять приспособление (рис. 51), состоящее из основания
1 (для которого использованы крышка картера заднего моста с кожухом в
сборе; полуось заднего моста, ступица переднего колеса и ручной тормоз
автомобиля ГАЗ-20), плиты 2 для установки и закрепления блока 3.
Плита закреплена гайками на шпильках ступицы переднего колеса.
Устанавливаемый на плите блок можно поворачивать
вместе с плитой вокруг вертикальной оси и стопорить в любом положении,
удобном для выполнения сборочных операций, при помощи ручного тормоза
автомобиля ГАЗ-20, встроенного в приспособление. При подсборке блоков
цилиндров двигателей 3M3-53 рекомендуется следующая последовательность
(см. рис. 50):
установить две заглушки маслопроводов и одну заглушку 5 подшипника
распределительного вала и раздать заглушки коническими оправками (рис.
52);
установить семь пробок масляных каналов: четыре конические пробки 8 (см.
рис. 50) установить со стороны картера сцепления и три пробки 10 на
плоскости у переднего отверстия под распределительный вал;
установить картер 6 сцепления на штифты 9 и слегка прижать к блоку двумя
болтами 7, отмеченными на рис. 50 знаком . Затем отвернуть шесть гаек,
крепящие две задние крышки коренных подшипников, и держатель сальника.
Последние снять при помощи съемника I (рис. 53). В постели блока уложить
приспособление, предназначенное для проверки соосности отверстий
коренных подшипников и центрирующего отверстия картера, а также для
проверки перпендикулярности привалочной плоскости картера к оси
отверстий коренных подшипников (рис. 54). После установки
приспособления, установить на свои места крышки подшипников и держатель
сальника и закрепить их гайками. Хвостовик приспособления не должен
проворачиваться в гнездах.
Для проверки соосности указанных отверстий измерительный наконечник 2
рычажка индикатора подводят к поверхности отверстия картера, а муфту ,
на которой закреплен рычаг и индикатор, плавно поворачивают на Э60°.
Отклонение стрелки индикатора не должно превышать 0,08 мм. Для проверки
перпендикулярности торца картера к оси отверстия коленчатого вала
индикатор переустанавливают так, чтобы его измерительный наконечник
упирался в торец картера, муфту приспособления опять поворачивают на
360°. И в этом случае отклонение стрелки индикатора не должно превышать
0,08 мм. Если отклонения стрелки индикатора при проверке как отверстия,
так и торца не превышают 0,08 мм, то следует поставить остальные болты,
крепящие картер в отверстия, надеть на них пружинные шайбы и гайки и
затянуть их динамометрическим ключом с моментом 7—8 кГм.