Впускные и выпускные трубопроводы двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Впускные и выпускные трубопроводы двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

Впускные трубопроводы обоих двигателей изготовлены из алюминиевого сплава АЛ-4. На верхних поверхностях обоих трубопроводов нанесены цифры, указывающие порядок зажигания 1—5—4—2—6—3—7—8. Впускные трубопроводы работают в умеренных температурных режимах, однако будучи жестко скреплены с головками и блоками цилиндров они подвергаются значительным тепловым деформациям.

Поэтому наиболее частыми дефектами впускных трубопроводов являются:

трещины, захватывающие полость рубашки охлаждения; трещины или обломы на фланцах крепления топливного насоса, маслоналивного патрубка, патрубка рубашки охлаждения, карбюратора;

коробление плоскостей разъема с головкой цилиндров; обломы шпилек в резьбовых отверстиях;

износ или срыв резьбы в отверстиях под шпильки, штуцеры трубки компрессора, маслоулавливателя, датчика температуры.

Впускной трубопровод подлежит выбраковке при наличии:

трещин более двух;

трещин общей длиной более 150 мм;

 

 

Подготовка трещин к заварке, их заварка, а также наплавление обломанных мест аналогичны ремонту указанных дефектов у головок цилиндров. Заварку ведут способом ацетиленокислородной сварки с применением флюса 34А (по ТУ МХП 3930—53) или электродуговым способом постоянным током обратной полярности. При этом используют сварочный генератор ПС-300. Рекомендуется применять электроды марки 034 диаметром 2— 4 мм. Сварочные швы должны быть чистыми, плотными, без видимых трещин, раковин, газовых включений и наплывов.

После заварки необходимо зачистить сварочные швы шлифовальным кругом ЭК80СТЩ (ГОСТ 3647—59) на обдирочношлифовальном станке 3A382 с гибким валом или другим аналогичного назначения.

Для выявления трещин в сварочном шве их протравливают 10-процентным водным раствором азотной кислоты. После травления впускной трубопровод необходимо промыть в промывочной жидкости следующего состава: тринатрийфосфат (ГОСТ

202—41)—0,8— 1,0%, жидкое стекло (ГОСТ 962—41) 0,2-0,3%, остальное — вода. Промывочную жидкость приготовляют следующим образом. Необходимое количество тринатрийфосфата засыпают в бачок, заливают водой, нагретой до 70°С, и размешивают до полного растворения. Таким же образом растворяют жидкое стекло. Затем растворы сливают вместе.

Отремонтированный впускной трубопровод проверяют на герметичность на стендах под давлением до 4 кГ/см2 в течение 3 мин. Просачивание воды и запотевание не допускаются.

Для удаления сломанных шпилек и болтов спиливают оставшуюся часть так, чтобы торец был перпендикулярен оси, накернивают и сверлят отверстие, в которое забивают экстрактор и вывертывают обломанную часть. Резьбу прогоняют метчиком и контролируют качество. При срыве или повреждении более двух ниток резьбы резьбовые отверстия ремонтируют постановкой ввертышей.

Завернутые ввертыши зачеканивают по торцу.

В случае коробления привалочных плоскостей более 0,20 мм их фрезеруют.

Приспособление (рис. 46), применяемое для установки трубопроводов, позволяет последовательно фрезеровать все три привалочные плоскости сопрягаемые с блоком и левой и правой головками цилиндров. Трубопровод в приспособлении поворачивают при помощи делительного диска 1, в который входит палец 2, фиксирующий деталь в положении, соответствующем для обработки той или иной плоскости.

В качестве базовых поверхностей для установки впускного трубопровода приняты плоскости крепления карбюратора и фильтра центробежной очистки масла и два отверстия, которыми деталь устанавливают на два установочных пальца 3 при-способления. Крепление детали осуществляется гайкой 4. Пр,и этом разжимается пружинная втулка 5, входящая в отверстие впускного трубопровода.

Выпускные трубопроводы двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 (рис. 47) отлиты из серого чугуна. Левый и правый выпускные трубопроводы не взаимозаменяемы, так как элементы крепления к головкам цилиндров имеют зеркальное отображение.

В процессе эксплуатации и проведения разборочных работ в выпускных трубопроводах возникают: трещины на поверхно-

стях, сопрягаемых с головками цилиндров, и на трубопроводах, коробление привалочных плоскостей, обломы на фланцах крепления к блоку цилиндров.

Трещины и обломы устраняют сваркой. Коробления привалочных плоскостей не должны превышать 0,30 мм на всей длине. При большем короблении привалочных плоскостей их исправляют фрезерованием или шлифованием.

 

 

 

 

Рис. 46. Приспособление для фрезерования привалочных плоскостей впускного трубопровода

 

 

Картер сцепления двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

Картер сцепления (верхняя часть) двигателей 3M3-53 изготовлен из алюминиевого сплава AЛ-4 (рис. 48), а двигателей ЗИЛ-ІЗО из чугуна СЧ 15-30 (рис. 49). В обоих картерах окончательную расточку отверстий, центрирующих коробку передач и торцовые плоскости, к которым она прилегает, производят совместно с блоком цилиндров. Поэтому картер сцепления рас-комплектовывают с блоком цилиндров только при окончательной выбраковке одной из этих деталей. При замене картера сцепления несоосность отверстий под вкладыши коленчатого вала и центрирующего отверстия коробки передач не должна превышать 0,08 мм для двигателей 3M3-53 и 0,1 мм для двигателей ЗИЛ-130, а неперпендикулярность привалочной плоскости картера коробки передач для двигателя 3M3-53 — 0,08 мм, для двигателя ЗИЛ-130 — 0,2 мм.

 

 

 

 

Рис. 48. Картер сцепления двигателя 3M3-53

Рис. 49. Картер сцепления двигателя ЗИЛ-130

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..