Ремонт блока цилиндров двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 2

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

Ремонт блока цилиндров двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 2

 

 

Восстановление резьбовых отверстий. Резьбовые отверстия, имеющие забоины или срыв резьбы до двух ниток, восстанавливают прогонкой резьбы метчиком нормального размера согласно данным табл. 5.

 

Таблица 5
Нормальные и ремонтные резьбовые отверстия в блоках цилиндров двигателей ЗИЛ и ЗМЗ

Резьба номи­нального раз­мера, кл.2

Диаметр зенкерова- ния под ввертыши,

мм

Резьба под ввертыши, кл.2

Диаметр отверстия под ремонтную резьбу, мм

Резьба ремон­тного разме­ра, кл.2

ЗИЛ

ЗМЗ

ЗИЛ

ЗМЗ

М 8

12,3

12,4

М14ХІ.5

8,3

8,4

М10х1,5

М10

14,3

14,4

М16ХІ.5

10,0

10,1

М12.;1,75

М12

14,3

14,4

М16х1,5

11,7

11,8

М14,ч2

М14

20,3

20,4

М22ХІ.5

14,3

14,4

М16ХІ ,5

К 1/8"

12,3

12,4

M14X.L5

К 3/8"

20,3

20,4

М22ХІ.5

К 1/4"

14,3

14,4

М16ХІ.5

К 1/2"

14,3

14,4

М16ХІ.5

-

К 3/4"

21,7

21,8

М24Х2

 

Резьбовые отверстия, имеющие износ или срыв резьбы более

2-х ниток, ремонтируют нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера или постановкой резьбовых ввертышей с нарезанием в них резьбы нормального размера.

В последнем случае отверстие с изношенной резьбой рассверливают или зенкеруют до размера согласно данным табл. 5 на соответствующую глубину. В нарезанное резьбовое отверстие завертывают до упора резьбовой ввертыш, изготовленный из Ст. 3 или стали 35, отрезают выступающую часть и зачищают место заподлицо с поверхностью блока. Для исключения вывертывания ввертыша его фиксируют постановкой штифта диамет-ром 3 мм, длиной до 8—12 мм. Штифт необходимо зачистить заподлицо.

Допускается постановка резьбовых ввертышей на клее БФ-2, эпоксидной пасте ЭД-5, ЭД-6 без наполнителя и на сурике.

Отверстия в резьбовых пробках под нормальную резьбу сверлят по кондуктору или по разметке. Смещение резьбовых отверстий от нормального положения должно быть не более 0,15 мм.

Наиболее удобно зенкеровать резьбовые отверстия и нарезать резьбу при ремонте блоков цилиндров не на вертикальносверлильных станках, а на радиально-сверлильных или с применением двурукавных шарнирных головок. Для этого часто используют радиально-сверлильный станок модели 2А53.

При нарезании ремонтной резьбы в блоке необходимо предусмотреть постановку ступенчатых шпилек или болтов или увеличить диаметры отверстий в сопрягаемых деталях. Конические резьбовые отверстия восстанавливают подрезкой торца резьбового отверстия и углубления резьбы.

Восстановление отверстий под толкатели. Изношенные отверстия в блоке цилиндров двигателей ЗИЛ-130 и 3M3-53 под толкатели развертывают под один из ремонтных размеров или зенкеруют под втулку, отверстие в которой затем также подлежит развертыванию. Работу рекомендуется выполнять на радиально-сверлильном станке. Для этого блок цилиндров устанавливают на поворотный стол. Отверстия зенкеруют до размера 29,8 мм, затем развертывают до размера 30. В отверстие запрессовывают втулки с натягом 0,015—0,058 мм для ЗИЛ-130 и 0,020—0,062 мм для ЗМЗ. В качестве материала втулок используют чугун СЧ18-32 и алюминиевый сплав АЛ-4.

Номинальный и ремонтные размеры отверстий под толкатели я соответствующие размеры толкателей, одинаковые для обоих двигателей, приведены в табл. 6.

 

Таблица 6

Номинальные и ремонтные размеры отверстий под толкатели и размеры толкателей

Наименование

размера

Уменьшение (—) или увеличение (4-) стержня и отверстия,

мм

Диаметр стержня толкателя, мм

Диаметр отверстия под толкатель, мм

Номинальный

 

24,992—24,978

25,000—25,023

1-й ремонтный

—0,10

24,892—24,878

24,900—24,923*

2-й »

—0,20

24,792—24,778

24,800—24,823*

3-й »

+0,10

25,092—25,078

25,100—25,123

4-й »

+0,15

25,142—25,173

25,200—25,223

* В этом случае в блок необходимо запрессовывать втулки.

 

3-й и 4-й ремонтные размеры отверстий предусматривают постановку увеличенных по диаметру толкателей. Для этой цели последние из уже бывших в эксплуатации подвергают восстановлению путем хромирования или осталиванпя с последующим шлифованием.

В отверстия 1-го и 2-го ремонтных размеров устанавливают толкатели, восстановленные путем шлифования.

Чистота обработанных отверстий под толкатели должна быть не ниже у 7.

Опыт эксплуатации и ремонта двигателей ЗИЛ-ІЗО (исследования ХАДИ) показывает, что износ отверстий под толкатели к моменту капитального ремонта весьма незначительный. После пробега 150—200 тыс. км практически не приходится прибегать к восстановлению этого сопряжения. Однако при повторных ремонтах возникновение такого дефекта вполне возможно.

Восстановление привалочных плоскостей крепления головок цилиндров. Вследствие неравномерного нагревания и охлаждения, а также процессов естественного старения, блоки цилиндров деформируются. Деформация нарушает соосность гнезд коренных подшипников, перпендикулярность их оси относительно осей посадочных мест под гильзы, вызывает коробление привалочных плоскостей и т. д.

При короблении плоскостей блока цилиндров (для головок цилиндров) более 0,20 мм их подвергают механической обработке— шлифованию (ЗИЛ-ІЗО) или фрезерованию (3M3-53). После механической обработки необходим контроль не только плоскостности, но также и параллельности плоскостей относительно оси постелей крайних коренных шеек (не более 0,1 мм). Неперпендикулярность расположения поверхностей прилегания головок друг относительно друга должна быть не более 0,1 мм на длине 100 мм, а расстояние от поверхности прилегания головок цилиндров до оси постелей коренных подшипников должно быть не менее 294,70 мм для блоков цилиндров двигателей ЗИЛ-130 и 244,50 мм для двигателей 3M3-53.

Ремонт подшипников распределительного вала. Все отверстия во втулках распределительного вала в двигателях ЗМЗ имеют одинаковые размеры, а в двигателях ЗИЛ отверстие в пятой втулке (последней) имеет меньший диаметр (табл. 7). Втулки тонкостенные стальные, залитые антифрикционным сплавом (баббитом СОС-6-6). Изношенные втулки распределительного вала подлежат выпрессовке. Затем, после перезаливки, предварительно расточенные втулки запрессовывают в блок цилиндров с натягом 0,03—0,09 мм. На окончательную обработку оставляют припуск 0,2—0,4 мм на диаметр. Предварительная расточка может быть выполнена на токарном станке или на станке модели УРБ-ВП. При запрессовке отверстия масляных каналов в блоке должны совпадать с отверстиями во втулках.

 

 

 

Таблица 7

Номинальные и ремонтные размеры отверстий во втулках блока под шейки распределительного вала, м м

Наименование размера

3M3-53

зил

-130

1, 2, 3, 4-ой втулок

5-й втулки

 

50,025

51,030

45,025

Номинальный        

50,050

51,070

45,060

 

49,875

50,880

44,875

1-й ремонтный (—0,15)

49,900

50,920

44,910

 

49, ,725

50,730

44,725

2-й » (—0,30)                       

49,750

50,770

44,760

 

49,575

50,580

44,575

3-й » (—0,45)        

49,600

50,620

44,610

 

49,425

50,430

44,425

4-й » (—0,60)        

49,450

50,470

44,460

 

49,275

50,280

44,275

5-й » (—0,75) ......

49,300

50,320

44,310

 

49,125

50,130

44,125

6-й » (—0,90)        

49,150

50,170

44,160

 

 

 

Окончательно втулки рекомендуется обрабатывать в блоке так, чтобы обеспечить необходимое межцентровое расстояние между осями коленчатого и распределительного валов, которое составляет для ЗИЛ-ІЗО, 130,191—130,241 мм, для 3M3-53 125,475—125,525 мм.

На рис. 18 изображено приспособление для одновременной расточки втулок распределительного вала в блоке цилиндров двигателей ЗИЛ-ІЗО. Приспособление состоит из борштанги I с закрепленными в ней резцами 2. Борштанга вращается в двух съемных бронзовых подшипниках 3 и 5, которые установлены в кондукторных плитах 7 и 4. Установка кондукторных плит центрирующими втулками 6 в гнезда коренных подшипников и крепление их болтами к блоку позволяет выдерживать расстояние между осями коленчатого и распределительного валов в пределах вышеуказанных размеров.

Приспособление, изготовленное и применяющееся на Днепропетровском авторемонтном заводе, обеспечивает высокое качество расточки опорных втулок распределительного вала в блоке цилиндров двигателя ЗИЛ-ІЗО.

При растачивании втулок распределительного вала на станках с применением приспособлений или их развертывании величина несоосности не должна превышать 0,03 мм, а непараллель-ность их общей оси относительно оси постелей крайних коренных подшипников должна быть не более 0,06 мм, чистота обработанных поверхностей должна быть не ниже  7.

Расточку или развертывание втулок ведут до номинального или ремонтного размеров (см.табл. 7).

При износе отверстий в блоке под втулки распределительного вала их растачивают под увеличенные по наружному диаметру втулки, если указанный дефект нельзя устранить подбором. При этом установочной базой служит плоскость разъема блока со стороны нижнего картера и технологические отверстия в ней.

 

 

 

Рис. 18. Приспособление для одновременной расточки отверстий в блоке цилиндров ЗИЛ-130

 

 

Ремонт постелей коренных подшипников коленчатого вала. Основными дефектами постелей коренных подшипников коленчатого вала является их износ, повреждение торцов крышек, деформация блока. Размер отверстий под вкладыши коренных подшипников не должен превышать 79,53 мм для двигателей ЗИЛ-130 и 74,53 мм для двигателей 3M3-53, а величина несоосности — 0,05 мм.

При наличии одного из указанных дефектов постели коренных подшипников коленчатого вала ремонтируют следующим образом.

 

Торцы крышек коренных подшипников фрезеруют или шлифуют на глубину 0,25—0,30 мм. При этом неплоскостность допускается не более 0,03 мм, а чистота поверхности должна соответствовать v 6.

Отверстия под вкладыши коренных подшипников коленчатого вала следует растачивать на горизонтально-расточном станке одновременно с окончательным растачиванием втулок распределительного вала при помощи приспособления. После установки борштанг с выставленными на размер 79,500— 79,512 мм (ЗИЛ-ІЗО) и 74,500—74,512 мм (3M3-53) резцами необходимо установить крышки коренных подшипников, закрепив их болтами. Момент затяжки болтов соответственно составляет
11—13 кГм (ЗИЛ-ІЗО) и 12—14 кГм (3M3-53).

После растачивания постелей у блоков цилиндров двигателей ЗИЛ-ІЗО необходимо расточить с двух сторон гнезда переднего коренного подшипника под шайбу упорного подшипника до диаметра 98,12—98,35 мм на глубину 1,9—2,1 мм.

Ремонт посадочных мест под гильзы цилин д-р о в. Посадочные места в блоках цилиндров двигателей ЗИЛ-ІЗО и 3M3-53 в процессе эксплуатации изменяют свои размеры и геометрическую форму. Этот дефект устраняют растачиванием или развертыванием посадочных мест до ремонтного размера согласно данным табл. 8.

 

 

 

 

Расточку ведут на вертикально-расточном станке сначала верхнего пояска, а затем нижнего. При уменьшении посадочных мест в блоке во время эксплуатации двигателя, что имеет место в чугунных блоках двигателей ЗИЛ-ІЗО, их надо восстанавливать до номинальный размеров. Овальность и конусооб-разность посадочных мест не должна превышать 0,020 мм, не-соосность должна быть не более 0,1 мм, неперпендику-лярность общей оси посадочных поверхностей относительно оси постелей крайних коренных подшипников — не более 0,03 мм на длине 100 мм, чистота поверхностей — не ниже V 7. Посадочные места гильз при этом способе ремонта блока восстанавливают осталиванием с последующей обработкой для восстановления посадок, предусмотренных заводами-изготовителями.

Некоторые авторемонтные заводы имеют достаточный опыт восстановления посадочных отверстий в блоке до номинального или ремонтных размеров эпоксидными пастами. Отверстия растачивают на алмазно-расточном станке до увеличения диаметра на 1 мм. Чистота поверхности после расточки для обеспечения лучшего сцепления эпоксидной пасты с блоком должна быть V 2—3. Поверхность расточенного отверстия обезжиривают ацетоном или бензином, наносят слой эпоксидной пасты и запрессовывают оправку, смазанную минеральным маслом. Затем блок сушат в течение 24 ч при температуре +20—25°. После выпрессовки оправки шабером удаляют затеки пасты. Посадочное гнездо механической обработке не подвергают и при надлежащей точности оправки точность размеров отверстия удовлетворяет техническим условиям завода-изготовителя.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..