Глава III
ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ 3M3-53 и
ЗИЛ-130
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Исследования по износостойкости основных деталей новых V-образных
карбюраторных двигателей отечественного производства позволили авторам
разработать технологию ремонта этих деталей. По этой технологии
ремонтируют детали на Днепропетровском и Симферопольском авторемонтных
заводах. ( Технология по восстановлению деталей разработана кафедрой
«Производства и ремонта машин» ХАДИ по договору с Министерством
автомобильного транспорта и шоссейных дорог УССР с участием авторов.)
В настоящее время авторемонтное производство располагает многими
способами, обеспечивающими полное восстановление работоспособности
деталей двигателей. Способ восстановления и ремонта выбирают в
зависимости от экономической целесообразности и технической возможности
его осуществления с учетом характера дефекта, конструкции и материала
детали, местных условий производства.
Следует отметить, что восстановление полной работоспособности детали
должно предусматривать не только восстановление правильной
(первоначальной) геометрической формы, но и прежних физико-механических
свойств поверхностных слоев детали.
Ремонт детали, при котором происходит лишь восстановление геометрической
формы (обработка под ремонтный размер), в ряде случаев не позволяет
получить первоначальную твердость рабочей поверхности, так как по
глубине закаленного слоя твердость его различна и убывает по мере снятия
металла.
Полное восстановление работоспособности деталей, при котором возможно
некоторое улучшение физико-механических свойств по сравнению с теми же
параметрами новой детали, предполагает применение таких способов
восстановления как наплавки, хромирование, электролитическое железнение
(оста-ливание), электроэррозионное упрочнение и др.
Применение указанных и других способов не может дать одинаковых
результатов по долговечности восстановленных деталей, однако они
используются при ремонте двигателей в большей или меньшей степени в
зависимости от объема авторемонтного производства, его технической
оснащенности и других факторов.
Независимо от того, восстанавливают ли только геометрическую форму
изношенной детали или восстанавливают первоначальные размеры, точность
механической обработки должна
полностью соответствовать рабочим чертежам новой
детали. Восстановление характера посадок в сопряжениях при капитальном
ремонте двигателей — непременное условие высокого качества, сохранения
надлежащего уровня долговечности.
В новых конструкциях рассматриваемых двигателей отражаются последние
достижения отечественной науки и техники. Как показывает опыт
эксплуатации и ремонта новых двигателей, их надежность и долговечность
значительно возросла по сравнению с двигателями, устанавливаемыми на
автомобили ЗИЛ-164 и ГАЗ-51. В ряде деталей изменился характер
возникающих дефектов как в качественном, так и в количественном
отношениях. Так, например, сопряжение толкатель — гнездо толкателя к
моменту первого капитального ремонта не требует ремонта. С учетом этих
обстоятельств в книге описаны рекомендуемые способы ремонта. Ввиду того,
что опыт ремонта новых двигателей еще невелик, приведены способы,
предусматривающие устранение тех дефектов, которые могут возникнуть при
повторных ремонтах.