РАЗБОРКА УЗЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130 НА ДЕТАЛИ
Снятые с двигателя узлы разбирают на детали, моют, дефектуют и
ремонтируют.
Впускной трубопровод разбирают на верстаке. С него снимают водяной
патрубок, термостат, датчик температуры воды и краник отопителя.
Из крышки распределительных шестерен выпрессовывают передний сальник с
отражателем.
Распределительный вал устанавливают в тиски с медными или алюминиевыми
подкладками. С распределительного вала двигателей ЗМЗ вывертывают болт,
снимают две шайбы, противовес и эксцентрик топливного насоса, а с
распределительного вала двигателя ЗИЛ-130 снимают замочное кольцо,
опорную шайбу, валик и пружину валика привода регулятора, отгибают шайбу
и отвертывают гайку. Затем под прессом или при помощи съемника
спрессовывают шестерню, снимают фланец и распорное кольцо.
Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением устанавливают в
приспособление или крепят в тиски, где выполняют следующие работы:
вывертывают болты крепления кожуха сцепления и снимают сцепление;
расшплинтовывают и отвертывают гайки болтов маховика, снимают маховик и
выбивают болты маховика;
выпрессовывают подшипник из гнезда коленчатого вала при помощи съемника
(рис. 11);
разжав пружины, снимают кожух, нажимные пружины и изолирующие шайбы;
расшплинтовывают и вынимают пальцы рычага нажимного диска, а затем
снимают рычаг в сборе с вилкой;
расшплинтовывают и вынимают пальцы вилки рычага нажимного диска, снимают
вилку;
снимают нажимный диск со стенда.
Разборка шатунно-поршневого комплекта заключается в снятии поршневых и
стопорных колец и в выпрессовке поршневого пальца из поршня.
Для снятия поршневых колец применяют ЩИ'ПЦЫ (рис. 12), а для
выпрес-совки поршневого пальца приспособление, применяемое для сборки
поршня с шатуном.
Клапаны с головки цилиндров снимают при помощи съемника (рис.
13). Сначала снимают пружины клапана и вынимают сухари. Затем пружины
разжимают и снимают втулки, манжету впускного клапана, тарелку пружины,
пружину, опорную шайбу либо механизм вращения клапана.
Ось коромысел разбирают в тисках.
После расшплинтовки снимают шайбы, стойки, коромысла и пружины.
Все детали очищают от нагара и накипи, а также обезжиривают.
Очищенные и обезжиренные детали передают на участок
контроля и сортировки для определения их годности к дальнейшей работе
без ремонта, необходимости ремонта или выбраковки из-за полной их
непригодности или неэффективности ремонта.
Контроль и сортировку производят на основании действующих технических
условий.
При контроле деталей следует применять современные методы обнаружения
дефектов и измерения износов.
Особое внимание следует уделять обнаружению скрытых дефектов (трещин)
путем магнитной дефектоскопии или другим методом.
Правильное и полное осуществление контроля деталей способствует
повышению качества отремонтированных двигателей.