В девятом отсеке остова дизеля смонтирован механизм вертикальной
передачи (рис. 34), который приводит в действие осевой вентилятор
охлаждения генератора, два распределительных вала и вращает вал
скоростного мультипликатора, соединенного со стартер-генератором и
возбудителем тягового генератора. Вал осевого вентилятора (рис. 35)
приводится во вращение от малого
торсионного грибка через зубчатую муфту,
находящуюся в зацеплении с грибком и валом вентилятора, на котором
установлена угловая коническая передача.
Торсион 8 (см. рис. 34) входит одним шлицевым концом в нижний
вал-шестерню 2, получающий вращение от коленчатого вала, а вторым — в
верхний вал-шестерню 25 (см. рис. 35). В шли-цы верхнего вала-шестерни
входят шлицы малого торсиона 1, передающего вращение валу вентилятора.
Верхний вал-шестерня 25 сцепляется с центральным валом скоростного
мультипликатора 24-
На фланце коленчатого вала (см. рис. 34) закреплена ведущая коническая
шестерня 1, зацепляемая с нижним валом-шестерней 2. Верхний и нижний
валы-шестерни вращаются в радиальных и роликовых подшипниках,
запрессованных в стаканы. Во внутренние шлицы нижнего вала-шестерни
входит торсион 8, а на наружные шлицы вала посажена центральная шестерня
12, приводящая в движение одновременно два наклонных вала 10. Валы 10
вращаются в конических роликовых подшипниках и через шестерню 5 приводят
в действие распределительные валы.
Наклонные валы вертикальной передачи 2Д70 работают в условиях
пульсирующих нагрузок от кулачковых валов. От точности и надежности их
работы зависят важнейшие параметры дизеля по топливу, воздуху и газу.
Валы-шестерни не должны иметь больших зазоров в зацеплении, должны
сглаживать пульсации крутящих моментов от кулачковых валов и иметь
надежные подшипники, зубчатые передачи и узлы их крепления. Наклонные
валы и вся вертикальная передача проходили испытания на надежность,
отсутствие вибрации и точность зацеплений на стендах. Наклонные валы,
нижний вал-шестерня, верхний вал-шестерня, а также привод осевого
вентилятора представляют собой автономные узлы, которые могут
изготовляться на специализированных заводах.
Перед сборкой вертикальной передачи все детали и узлы тщательно
промывают в дизельном топливе и продувают сухим воздухом- Шестерни
вертикальной передачи прирабатывают на обкаточных станках и маркируют.
Гайки крепления шестерен на валах стопорят только после окончательной
регулировки зацепления шестерен.
На дизелях семейства Д70, которые комплектуются с генераторами, имеющими
собственное воздушное охлаждение обмоток, и не требуют постановки
вентиляторов на дизелях, вертикальная передача изготовляется в виде
наклонной передачи. В этом случае в наклонной передаче промежуточного
нижнего узла вала-шестерни нет, а зацепление осуществляется
непосредственно от раздаточной шестерни, смонтированной на коленчатом
вале. Такая наклонная передача применяется на двигателях 12Д70, где
генератор имеет полную мощность 2000 л. с. и внутреннюю систему
охлаждения генератора.