На переднем торце блока дизеля смонтирована коробка привода агрегатов.
На коробке в нижней ее части установлены два масляных насоса, в верхней
части два водяных насоса, а к торцу корпуса коробки прикреплен
объединенный регулятор мощности. Коробка привода агрегатов на первых
дизелях типа Д70 (рис. 31) несколько отличалась от коробки, выпускаемой
в настоящее время. Конструкция коробки изменена в связи с установкой
регулятора частоты вращения и мощности на переднем торце. На дизелях
первых выпусков с центрального вала коробки через вилку кардана часть
мощности (около 100 л. с.) отводилась на собственные нужды тепловоза.
После перестановки регулятора конструкция центрального вала несколько
упростилась, так как мощность с него больше не отбирается.
Коробка привода агрегатов представляет собой редуктор, в корпусе
которого смонтированы три продольных вала, параллельных оси коленчатого
вала, и четыре поперечных вала, соединенных между собой шестернями. На
верхней стенке коробки привода агрегатов в литом чугунном автономном
корпусе смонтирован прямой привод регулятора (см. рис. 31). Привод в
виде угловой передачи (рис- 32) позволяет несколько отодвинуть регулятор
от переднего торца дизеля.
Центральный вал коробки привода агрегатов является главным валом. От
него передается вращение коленчатого вала двум параллельным валам —
верхнему и нижнему. Центральный вал комплектуется из двух
шарикоподшипников, эластичной шестерни и двух стаканов. Один из стаканов
служит кронштейном вала. Внутренние кольца шарикоподшипников после
нагрева в масле напрессовываются. Наружные кольца подшипников можно
монтировать и с натягом, и с зазором.
Средний вал 2 (см. рис- 31) предназначен для передачи вращения от
коленчатого вала к водяным и масляным насосам и одновременно к
карданному валу для привода вспомогательных агрегатов тепловоза. Средний
вал получает вращение через торсионный вал 7, который входит в шлицы на
внутреннем отверстии вилки. На среднем вале смонтирована эластичная
шестерня. Средний вал дизелей последних выпусков соединен с коленчатым
валом зубчатой муфтой (см. рис. 32).
Эластичная шестерня (рис. 33) поглощает удары и толчки, возникающие при
пуске дизеля и при неравномерном вращении коленчатого вала; стальная
ступица 3 термообработана. В ее внутреннем отверстии имеется шпоночный
паз для крепления вилки. К шпоночному пазу подходят два косых канала для
подвода смазки к трущимся поверхностям. Четыре отверстия с резьбой на
торце ступицы предназначены для съемника, устанавливаемого при демонтаже
шестерни. На ступицу с одной стороны надет венец шестерни с
запрессованной в него бронзовой втулкой. С торца шестерни вставлены
шесть призонных болтов, на которые надеты сухари. Между сухарями и
выступами ступицы устанавливают 12 пружин.
Верхний вал (см. рис. 32) передает вращение от центрального вала к двум
перпендикулярным валам. Он установлен на двух шарикоподшипниках. На вал
насажены цилиндрическая и кониче-ская шестерни. От хвостовика верхнего
вала приводится во вращение вала привода регулятора.
Нижний вал установлен на двух подшипниках: шариковом и роликовом. Это
позволяет производить осевое смещение вала при регулировках. На валу
смонтированы цилиндрическая и коническая шестерни. Коническая шестерня
нижнего вала входит в зацепление с двумя коническими спиральными
шестернями приводов масляных насосов. Хвостовик нижнего вала приводит во
вращение масляный насос центрифуги.
Привод масляных насосов состоит из корпуса-вала, двух радиально-упорных
и роликового подшипников, конической спиральной шестерни. Перед
напрессовкой на вал радиально-упорные подшипники регулируют и
комплектуют попарно вместе с регулировочными кольцами. Замена отдельных
деталей комплекта не допускается. Пара подшипников регулируется так,
чтобы при зажатии внутренних колец подшипников с регулировочным кольцом
между ними суммарный зазор между наружными кольцами подшипника и внешним
регулировочным кольцом (при сведенных наружных кольцах усилием в 10 кгс
до полного выбора осевого люфта) был бы равен 0,02—0,03 мм. Регулировка
производится за счет шлифовки меньшего по толщине регулировочного
кольца- После регулировки на подшипники и кольца ставят метку одним
номером.
Скомплектованные конические шестерни (с одинаковым клеймом) поступают
вместе с коробкой привода агрегатов на общую
сборку. Качество зацепления конических шестерен проверяют по краске (по
длине в зоне малых модулей не менее 50%, по высоте не менее 50%).
Боковые зазоры регулируют прокладками, установленными под фланцы
крепления водяных и масляных насосов.
Корпус коробки агрегатов представляет собой ажурную алюминиевую
конструкцию, обработанную по привалочным фланцам и расточенную по
гнездам под три параллельных вала и под взаимно перпендикулярные валы.