14. Коробка привода агрегатов дизеля 2Д70

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели типа Д70 (Синенко Н. П., Турчак Е. В.) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

14. Коробка привода агрегатов дизеля 2Д70



На переднем торце блока дизеля смонтирована коробка привода агрегатов. На коробке в нижней ее части установлены два масляных насоса, в верхней части два водяных насоса, а к торцу корпуса коробки прикреплен объединенный регулятор мощности. Коробка привода агрегатов на первых дизелях типа Д70 (рис. 31) несколько отличалась от коробки, выпускаемой в настоящее время. Конструкция коробки изменена в связи с установкой регулятора частоты вращения и мощности на переднем торце. На дизелях первых выпусков с центрального вала коробки через вилку кардана часть мощности (около 100 л. с.) отводилась на собственные нужды тепловоза. После перестановки регулятора конструкция центрального вала несколько упростилась, так как мощность с него больше не отбирается.

Коробка привода агрегатов представляет собой редуктор, в корпусе которого смонтированы три продольных вала, параллельных оси коленчатого вала, и четыре поперечных вала, соединенных между собой шестернями. На верхней стенке коробки привода агрегатов в литом чугунном автономном корпусе смонтирован прямой привод регулятора (см. рис. 31). Привод в виде угловой передачи (рис- 32) позволяет несколько отодвинуть регулятор от переднего торца дизеля.

Центральный вал коробки привода агрегатов является главным валом. От него передается вращение коленчатого вала двум параллельным валам — верхнему и нижнему. Центральный вал комплектуется из двух шарикоподшипников, эластичной шестерни и двух стаканов. Один из стаканов служит кронштейном вала. Внутренние кольца шарикоподшипников после нагрева в масле напрессовываются. Наружные кольца подшипников можно монтировать и с натягом, и с зазором.

Средний вал 2 (см. рис- 31) предназначен для передачи вращения от коленчатого вала к водяным и масляным насосам и одновременно к карданному валу для привода вспомогательных агрегатов тепловоза. Средний вал получает вращение через торсионный вал 7, который входит в шлицы на внутреннем отверстии вилки. На среднем вале смонтирована эластичная шестерня. Средний вал дизелей последних выпусков соединен с коленчатым валом зубчатой муфтой (см. рис. 32).

Эластичная шестерня (рис. 33) поглощает удары и толчки, возникающие при пуске дизеля и при неравномерном вращении коленчатого вала; стальная ступица 3 термообработана. В ее внутреннем отверстии имеется шпоночный паз для крепления вилки. К шпоночному пазу подходят два косых канала для подвода смазки к трущимся поверхностям. Четыре отверстия с резьбой на торце ступицы предназначены для съемника, устанавливаемого при демонтаже шестерни. На ступицу с одной стороны надет венец шестерни с запрессованной в него бронзовой втулкой. С торца шестерни вставлены шесть призонных болтов, на которые надеты сухари. Между сухарями и выступами ступицы устанавливают 12 пружин.

Верхний вал (см. рис. 32) передает вращение от центрального вала к двум перпендикулярным валам. Он установлен на двух шарикоподшипниках. На вал насажены цилиндрическая и кониче-ская шестерни. От хвостовика верхнего вала приводится во вращение вала привода регулятора.

Нижний вал установлен на двух подшипниках: шариковом и роликовом. Это позволяет производить осевое смещение вала при регулировках. На валу смонтированы цилиндрическая и коническая шестерни. Коническая шестерня нижнего вала входит в зацепление с двумя коническими спиральными шестернями приводов масляных насосов. Хвостовик нижнего вала приводит во вращение масляный насос центрифуги.

Привод масляных насосов состоит из корпуса-вала, двух радиально-упорных и роликового подшипников, конической спиральной шестерни. Перед напрессовкой на вал радиально-упорные подшипники регулируют и комплектуют попарно вместе с регулировочными кольцами. Замена отдельных деталей комплекта не допускается. Пара подшипников регулируется так, чтобы при зажатии внутренних колец подшипников с регулировочным кольцом между ними суммарный зазор между наружными кольцами подшипника и внешним регулировочным кольцом (при сведенных наружных кольцах усилием в 10 кгс до полного выбора осевого люфта) был бы равен 0,02—0,03 мм. Регулировка производится за счет шлифовки меньшего по толщине регулировочного кольца- После регулировки на подшипники и кольца ставят метку одним номером.

Скомплектованные конические шестерни (с одинаковым клеймом) поступают вместе с коробкой привода агрегатов на общую
сборку. Качество зацепления конических шестерен проверяют по краске (по длине в зоне малых модулей не менее 50%, по высоте не менее 50%). Боковые зазоры регулируют прокладками, установленными под фланцы крепления водяных и масляных насосов.

Корпус коробки агрегатов представляет собой ажурную алюминиевую конструкцию, обработанную по привалочным фланцам и расточенную по гнездам под три параллельных вала и под взаимно перпендикулярные валы.

 

 

 

 

 

Рис. 31. Коробка привода агрегатов:
1 — вал карданный; 2 — средний вал; 3 — шестерня эластичная; 4 — вал верхний; 5 — привод регулятора; 6 — корпус; 7 — торсионный вал центральный; 8 — стакан центральный; 9 — вал нижний; 10 — привод масляного насоса; 11 — шестерня привода масляного насоса;
12 — шестерня привода масляного насоса

 

 

 

 

 

 

Рис. 32. Коробка привода агрегата с вынесенным приводом регулятора, без карданного вала:
1 — привод регулятора; 2 — вал центральный; 3 — Муфта зубчатая; 4 — привод масляного насоса центрифуги

 

 

 

 

 

 

Рис. 33. Эластичная шестерня:
1 — пружина; 2 — сухарь; 3 — ступица; 4 — диск со втулкой; 5 — гайка; 6 — болт; 7 —
шестерня со втулкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..