Коленчатый вал 1 (рис. 12) воспринимает от шатунно-кривошипных
механизмов вращающие моменты и передает сумму этих моментов на генератор
30. Вращающие моменты от отдельных цилиндров суммируются по мере
перемещения к тяговому генератору, а амплитуды крутильных колебаний
сглаживаются маховым моментом вращающихся тяжелых масс ротора
генератора. Часть мощности отводится на вертикальную передачу через
шестерни 38 и 33 для вращения вспомогательных электроагрегатов, привода
кулачковых валов и привода вентилятора охлаждения тягового генератора. С
левой стороны к коленчатому валу подсоединен вал II коробки привода
водяных 8 и 15 и масляных 2 и б насосов, а также регулятора 16. Вал II
соединен с коленчатым валом при помощи зубчатой муфты, рядом с которой
на конце коленчатого вала установлен антивибратор крутильных колебаний
42 маятникового типа. Антивибратор смонтирован в точке максимальных
амплитуд крутильных колебаний и настраивается с учетом всех приведенных
масс, в том числе и коробки привода агрегатов. Таким образом, на одном
конце коленчатого вала дизеля (слева) установлены зубчатая муфта и
антивибратор, а на другом (справа) — эластичная муфта.
Коробка привода агрегатов не только передает мощность к водяному и
масляному насосам, но и обеспечивает работу регулятора и-передачу
мощности через вал V для нужд тепловоза.
Раздаточная эластичная шестерня 7 упругая и сглаживает нагрузки на зуб
при пуске дизеля и при изменении режимов работы в эксплуатации. Все
цилиндрические шестерни коробки привода агрегатов и скоростного
мультипликатора привода вспомогательных электроагрегатов для уменьшения
шума косозубые, а для повышения надежности изготовлены из легированных
сталей с высокой твердостью с последующим шевенгованирм. Передачи к
на-сосам 2, 6, 8, 15 и к вертикальной передаче 38, 39, к скоростному
мультипликатору 33, а также к кулачковым валам и к вентилятору
осуществляются коническими быстроходными шестернями со спиральными
зубьями из легированных цементированных сталей с последующей закалкой и
обработкой.
В передачах установлены подшипники качения с моторесурсом более 20 000 ч
непрерывной работы. Шестерни привода кулачковых залов изготовлены из
стали 18ХНВА, закаленной до твердости HRC = 60. Эти шестерни работают в
очень тяжелых условиях переменных нагрузок, частота приложения которых
достигает 12000 циклов в минуту. Модули на зубьях шестерен выбраны с
двух-и трехкратными запасами прочности. Шестерни передач установлены на
валы на шлицах эвольвентного профиля с базой для центровки по наружному
диаметру шлицев, что позволяет обеспечивать точность сборки и высокие
окружные скорости шестерен.