4. Компоновка дизеля типа Д70

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели типа Д70 (Синенко Н. П., Турчак Е. В.) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

4. Компоновка дизеля типа Д70

 

 


Силовая установка, состоящая из дизеля 2Д70 и тягового генератора ГС-501А переменного трехфазного тока, устанавливается на магистральных грузовых тепловозах 2ТЭ116. На общей раме сварной Конструкции монтируются дизель и тяговый генератор со вспомогательными электроагрегатами (рис. 9). Рама дизель-генератора служит одновременно картером и маслосборником для двигателя. Со стороны отбора мощности (задняя часть дизеля) монтируется тяговый генератор, а с противоположной стороны — турбокомпрессор с охладителями наддувочного воздуха. Ниже турбокомпрессора расположена коробка привода водяных насосов (в верхней части коробки) и масляных насосов (в нижней части коробки).

С правой и левой стороны дизеля на раме, по одному с каждой стороны, установлены водомасляные теплообменники 11, которые прикреплены к раме под люками, служащими для ревизии подшипников и группы движения. Со стороны турбокомпрессора и над коробкой привода насосов расположен объединенный регулятор 3 с угловым приводом. Около регулятора установлены тахометр и система управления дизелем. Между насосом и водомасляным теплообменником помещен масляный фильтр грубой

очистки 13, который в последующих машинах перенесен за водомасляный теплообменник к фланцу отбора мощности. Дизели 2Д70 могут иметь два различных исполнения по расположению турбокомпрессора. В зависимости от требований заказчика турбокомпрессор может монтироваться на переднем торце дизеля и на торце со стороны отбора мощности.

Со стороны отбора мощности установлен автономный скоростной мультипликатор (повышающий редуктор), через который коленчатый вал дизеля соединен с вспомогательными электроагрегатами. В дизеле 2Д70 удачно сочетаются компактность вспомогательных агрегатов дизеля и их минимальные массы и габариты с максимальным удобством доступа ко всем навешенным на дизель агрегатам. Установка турбокомпрессора на торце дизеля со стороны управления дизелем удачно решает задачу забора наддувочного воздуха компрессором и выброса отработавших газов.

Стартер-генератор и возбудитель установлены на тяговом генераторе и соединены с мультипликатором эластичными муфтами. Мультипликатор — автономный невстроенный в дизель агрегат — может быть изготовлен на специализированных заводах.

 

В развале дизеля (рис. 10) размещены воздушные и газовые тракты, что обеспечивает минимальные потери при наполнении и при выпуске отработавших газов из цилиндров. Главный и прицепной шатуны установлены на одной общей головке сочленения шатунов. Вода для охлаждения двигателя подводится симметрично двумя коллекторами слева и справа. На раме слева находится масляный центробежный фильтр типа центрифуги, вдоль рамы дизеля справа и слева водомасляные холодильники. Поддон дизеля служит маслосборником и изготовлен за одно целое С рамой. Со стороны управления дизелем (рис. 11) расположены-турбокомпрессор 7, охладители наддувочного воздуха 5, водяные насосы 2, масляные насосы 1, в центре регулятор частоты вращения 6, тахометр, система управления дизелем, а также водяные масляные и воздушные трубопроводы

Остов дизеля — это стальной сварной V-образный блок цилиндров, развал между которыми равен 45°. Снизу к блоку крепятся подвески для крепления подшипников коленчатого вала. Вкла* дыши подшипников тонкостенные из свинцовистой бронзы фиксируются от проворота усиками и штифтами. Для фиксации вала в осевом направлении на торцах девятой подвески установлены на винтах упорные кольца из бронзы, залитой баббитом.

Коленчатый вал дизеля цельнолитой из высокопрочного чугуна с азотированными шатунными и коренными шейками. Для уменьшения напряжения от крутильных колебаний, возникающих при возможной работе дизель-генератора на опасных резонансных режимах, на конце коленчатого вала, противоположном фланцу отбора мощности, установлен маятниковый антивибратор. На последних образцах дизеля 2Д70 на коленчатых валах введены противовесы. Топливные насосы и механизм газораспределения приводятся в движение от двух кулачковых распределительных валов правого и левого ряда. Кулачковые валы уложены на само-устанавливающихся подшипниках, залитых баббитом БК-2. Для установки подшипников боковые отсеки блока имеют люки, закрываемые крышками.

Главный и прицепной шатуны штампованные, двутаврового сечения, с центральными отверстиями для подвода масла к поршневому пальцу и для частичного охлаждения поршня путем опрыскивания внутренней его поверхности маслом. Поршень — кованый, штампованный из алюминиевого сплава АК-4, имеет кольце-держатель из специального сплава. Поршневой палец плавающего типа. Компрессионные кольца хромированные. Впускные и выпускные клапаны из жаропрочной стали. Крышки цилиндров цельнолитые из высокопрочного чугуна. Воздух в цилиндры подается турбокомпрессором ТК38В с промежуточным охлаждением водовоздушными охладителями.

На дизель-генераторе установлен всережимный центробежный регулятор частоты вращения коленчатого вала, обеспечивающий автоматическое регулирование мощности. Торец дизель-генератора, где установлена коробка привода агрегатов, называется передним, а торец, где устанавливается генератор, называется задним. Со стороны тягового генератора монтируется вентилятор для его охлаждения. В левой группе цилиндров, если смотреть со стороны генератора, установлены главные шатуны, а в правой — прицепные шатуны. Нумерация цилиндров каждого ряда начинается с передней стороны дизеля.

Нагнетаемый в дизель воздух засасывается турбокомпрессором из атмосферы через воздушные фильтры, предотвращающие попадание абразивных частиц пыли в двигатель и тем самым уменьшающих износ цилиндров. Компрессор подает воздух через водовоздушные охладители в ресивер и далее в коллектор наддувочного воздуха, расположенный в развале остова. Отработавшие газы из выпускного коллектора поступают в турбину турбокомпрессора, а из нее выбрасываются наружу через патрубок, в искрогаситель, расположенный на крыше тепловоза.

 

 

 

Рис. 9. Дизель-генератор 2Д70:
1 — масляный насос; 2 — коробка привода агрегатов (сторона управления); 3 — регулятор; 4 — турбокомпрессор; 5 — охладитель наддувочного воздуха; 6 — выпускной коллектор; 7 — топливный насос; 8 — картер кулачкового вала; 9 — тяговый генератор; 10 — поддизельная рама; 11 — водомасляный теплообменник; 12 — водяной насос; 13 — масляный фильтр грубой очистки (первое исполнение)

 

 

 

 

 

 

Рис. 10. Поперечный разрез дизеля 2Д70 по топливным насосам (слева) и по механизмам газораспределения:
1 — поддизельная рама; 2 — масляный теплообменник; 3 — центрифуга; 4 — кулачковый вал; 5 — картер кулачкового вала; 6 — топливный насос высокого давления; 7 — масляный фильтр турбокомпрессора; 8 — поршень; 9 — форсунка; 10 — трубопровод воздуха от вентилятора; 11 — осевой вентилятор охлаждения тягового генератора; 12 — выпускной коллектор; 13 — отвод охлаждающей воды от двигателя; 14 — клапанная коробка; 15 — крышка цилиндра; 16 — втулка цилиндра; 17 — топливный коллектор; 18 — шатун главный; 19 — водяной коллектор; 20 — масляный коллектор

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Вид на дизель 2Д70 со стороны управления:
1 — масляные насосы; 2 — водяные насосы; 3 — коробка управления дизелем; 4 — ручное управление; 5 — охладитель наддувочного воздуха; 6 — регулятор; 7 — турбокомпрессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..