Силовая установка, состоящая из дизеля 2Д70 и тягового генератора
ГС-501А переменного трехфазного тока, устанавливается на магистральных
грузовых тепловозах 2ТЭ116. На общей раме сварной Конструкции
монтируются дизель и тяговый генератор со вспомогательными
электроагрегатами (рис. 9). Рама дизель-генератора служит одновременно
картером и маслосборником для двигателя. Со стороны отбора мощности
(задняя часть дизеля) монтируется тяговый генератор, а с противоположной
стороны — турбокомпрессор с охладителями наддувочного воздуха. Ниже
турбокомпрессора расположена коробка привода водяных насосов (в верхней
части коробки) и масляных насосов (в нижней части коробки).
С правой и левой стороны дизеля на раме, по одному с каждой стороны,
установлены водомасляные теплообменники 11, которые прикреплены к раме
под люками, служащими для ревизии подшипников и группы движения. Со
стороны турбокомпрессора и над коробкой привода насосов расположен
объединенный регулятор 3 с угловым приводом. Около регулятора
установлены тахометр и система управления дизелем. Между насосом и
водомасляным теплообменником помещен масляный фильтр грубой
очистки 13, который в последующих машинах перенесен
за водомасляный теплообменник к фланцу отбора мощности. Дизели 2Д70
могут иметь два различных исполнения по расположению турбокомпрессора. В
зависимости от требований заказчика турбокомпрессор может монтироваться
на переднем торце дизеля и на торце со стороны отбора мощности.
Со стороны отбора мощности установлен автономный скоростной
мультипликатор (повышающий редуктор), через который коленчатый вал
дизеля соединен с вспомогательными электроагрегатами. В дизеле 2Д70
удачно сочетаются компактность вспомогательных агрегатов дизеля и их
минимальные массы и габариты с максимальным удобством доступа ко всем
навешенным на дизель агрегатам. Установка турбокомпрессора на торце
дизеля со стороны управления дизелем удачно решает задачу забора
наддувочного воздуха компрессором и выброса отработавших газов.
Стартер-генератор и возбудитель установлены на тяговом генераторе и
соединены с мультипликатором эластичными муфтами. Мультипликатор —
автономный невстроенный в дизель агрегат — может быть изготовлен на
специализированных заводах.
В развале дизеля (рис. 10) размещены воздушные и
газовые тракты, что обеспечивает минимальные потери при наполнении и при
выпуске отработавших газов из цилиндров. Главный и прицепной шатуны
установлены на одной общей головке сочленения шатунов. Вода для
охлаждения двигателя подводится симметрично двумя коллекторами слева и
справа. На раме слева находится масляный центробежный фильтр типа
центрифуги, вдоль рамы дизеля справа и слева водомасляные холодильники.
Поддон дизеля служит маслосборником и изготовлен за одно целое С рамой.
Со стороны управления дизелем (рис. 11) расположены-турбокомпрессор 7,
охладители наддувочного воздуха 5, водяные насосы 2, масляные насосы 1,
в центре регулятор частоты вращения 6, тахометр, система управления
дизелем, а также водяные масляные и воздушные трубопроводы
Остов дизеля — это стальной сварной V-образный блок цилиндров, развал
между которыми равен 45°. Снизу к блоку крепятся подвески для крепления
подшипников коленчатого вала. Вкла* дыши подшипников тонкостенные из
свинцовистой бронзы фиксируются от проворота усиками и штифтами. Для
фиксации вала в осевом направлении на торцах девятой подвески
установлены на винтах упорные кольца из бронзы, залитой баббитом.
Коленчатый вал дизеля цельнолитой из высокопрочного чугуна с
азотированными шатунными и коренными шейками. Для уменьшения напряжения
от крутильных колебаний, возникающих при возможной работе
дизель-генератора на опасных резонансных режимах, на конце коленчатого
вала, противоположном фланцу отбора мощности, установлен маятниковый
антивибратор. На последних образцах дизеля 2Д70 на коленчатых валах
введены противовесы. Топливные насосы и механизм газораспределения
приводятся в движение от двух кулачковых распределительных валов правого
и левого ряда. Кулачковые валы уложены на само-устанавливающихся
подшипниках, залитых баббитом БК-2. Для установки подшипников боковые
отсеки блока имеют люки, закрываемые крышками.
Главный и прицепной шатуны штампованные, двутаврового сечения, с
центральными отверстиями для подвода масла к поршневому пальцу и для
частичного охлаждения поршня путем опрыскивания внутренней его
поверхности маслом. Поршень — кованый, штампованный из алюминиевого
сплава АК-4, имеет кольце-держатель из специального сплава. Поршневой
палец плавающего типа. Компрессионные кольца хромированные. Впускные и
выпускные клапаны из жаропрочной стали. Крышки цилиндров цельнолитые из
высокопрочного чугуна. Воздух в цилиндры подается турбокомпрессором
ТК38В с промежуточным охлаждением водовоздушными охладителями.
На дизель-генераторе установлен всережимный центробежный регулятор
частоты вращения коленчатого вала, обеспечивающий автоматическое
регулирование мощности. Торец дизель-генератора, где установлена коробка
привода агрегатов, называется передним, а торец, где устанавливается
генератор, называется задним. Со стороны тягового генератора монтируется
вентилятор для его охлаждения. В левой группе цилиндров, если смотреть
со стороны генератора, установлены главные шатуны, а в правой —
прицепные шатуны. Нумерация цилиндров каждого ряда начинается с передней
стороны дизеля.
Нагнетаемый в дизель воздух засасывается турбокомпрессором из атмосферы
через воздушные фильтры, предотвращающие попадание абразивных частиц
пыли в двигатель и тем самым уменьшающих износ цилиндров. Компрессор
подает воздух через водовоздушные охладители в ресивер и далее в
коллектор наддувочного воздуха, расположенный в развале остова.
Отработавшие газы из выпускного коллектора поступают в турбину
турбокомпрессора, а из нее выбрасываются наружу через патрубок, в
искрогаситель, расположенный на крыше тепловоза.