Охладитель с дизеля снимают в случае выявления неисправностей или для
технического обслуживания. Снимают охладитель в такой
последовательности: слить воду из водяной системы; открепить и снять
трубы, связывающие охладитель с другими узлами двигателя; открепить
хомуты и сдвинуть резиновую трубу, соединяющую патрубок 13 с корпусом
компрессора (см. рис. 58); открепить охладитель от кронштейна и снять
его. При разборке открепляются водяные крышки 2 и 6 и воздушный патрубок
13. Сборка и установка охладителя производятся в обратном порядке.
В процессе эксплуатации необходимо следить за отсутствием подтеканий
воды и загрязненностью воздушной полости охладителя. Отложения на
трубках приводят к ухудшению теплообмена между водой и воздухом и
ухудшают параметры двигателя. Для восстановления параметров дизеля
промывают и очищают полости. Порядок работ при промывке: закрыть водяную
полость охлаждающей секции металлическими листами; погрузить охлаждающую
секцию на 10—15 ч в бак с моющим раствором ( в течение этого времени не
менее трех раз поднимают и опускают охлаждающую секцию в растворе);
промыть охлаждающую секцию в горячей воде, нагретой до 70 °С, после чего
продувают сжатым воздухом межтрубное пространство для удаления отложений
из секции;
снять металлические заглушки для осмотра трубок. При отложениях в
водяной полости очистить их проволокой диаметром 6—8 мм, пропуская ее в
трубу. После очистки трубки продуть сжатым воздухом. Для проверки
герметичности охладителя опрессовать воздушную полость водой под
давлением 0,4 МПа. Течи в местах крепления трубок устраняют
дополнительной развальцовкой трубок на 0,1—0,15 мм. При трещинах в
трубке допускается заглушить ее с обоих концов металлическими заглушками
14 (см. рис. 58) и запаять их припоем ПОС 40 ГОСТ 1499—70. Разрешается
глушить не более десяти труб в каждой половине секции при условии
расположения в ряду не белее трех заглушек.
Отремонтированный охладитель испытывают опрессовкой водяной полости
водой. Для этого на патрубки Е и С нижней крышки надевают металлические
заглушки, после чего охладитель заполняется водой. Опрессовка
производится для водяной полости давлением 0,6 МПа в течение 5 мин, для
воздушной — давлением 0,4 МПа.