Обкатка дизеля проводится после переборки узлов или замены в них
изношенных деталей. Даже при разборке узла без замены или ремонта его
деталей практически не удается при
последующей сборке точно восстановить сопряжения
трущихся поверхностей. Поэтому во избежание задира в этом случае также
необходимо проводить обкатку дизеля. Длительность и чередование режимов
обкатки выбирают из условия приработки трущихся поверхностей деталей
дизеля без их перегрева.
Регулировка дизеля во время испытаний включает в себя регулировку по
цилиндрам температуры выпускных газов и давления сгорания; установку
общего упора подачи топлива; проверку 'и регулировку разбивки частоты
вращения вала дизеля и уровня мощности по позициям контроллера; проверку
и регулировку защит дизеля от повышения частоты вращения (предельный
выключатель), падения давления масла, превышения температур воды и масла
дизеля, появления давления газов в картере. От качества регулировки во
время испытаний дизеля зависят его технико-экономические показатели и
моторесурс. Поэтому регулировку необходимо вести тщательно и
систематически контролировать в период эксплуатации.
В зависимости от объема проводимых работ обкатка дизеля может быть
полной или сокращенной Дизель проходит полную обкатку после его сборки
на заводе-изготовителе и после ремонтных работ, связанных с его полной
разборкой. Длительность полной обкатки зависит от модификации дизеля и
указана в заводских инструкциях. Отличие обкатки дизеля на стенде и в
условиях тепловоза прежде всего заключается в режиме его нагружения.
Так, для дизеля ЗА-6Д49, работающего с гидропередачей, в условиях
тепловоза обкатку предварительно ведут на холостом ходу. При работе с
электропередачей, как правило, обкатка в тепловозе после ремонта
проводится с неотрегулированными электрической схемой управления
нагрузкой и регулятором, с неточной разбивкой частоты вращения по
позициям контроллера. В этом случае обкатка совмещается с
предварительной настройкой этих систем. Необходимо иметь в виду, что
даже кратковременный выход без обкатки на повышенную частоту вращения
или нагрузку для регулировки электрической схемы и регулятора частоты
вращения может привести к серьезным отрицательным последствиям. Так,
кратковременный выход на повышенную частоту вращения без обкатки может
привести к быстрому перегреву вкладышей подшипников коленчатого вала. В
результате этого тонкостенные вкладыши приобретают «кор-сетность» и
нарушается их прилегание к подвеске блока цилиндров. В процессе
дальнейшей работы вкладыш перегревается из-за уменьшения отвода тепла от
него в подвеску, его геометрия нарушается и подшипник быстро выходит из
строя, приводя к задиру коленчатого вала двигателя.
Так же опасно до окончания обкатки повышение нагрузки дизеля В период
обкатки работа трения во всех узлах дизеля выше, чем после приработки
деталей. Поэтому с точки зрения надежности цилиндро-поршневой группы
нежелательно в период
обкатки иметь температуру газов на выходе из
отдельных цилиндров выше, чем 580 °С.
На тепловозе с электропередачей снижение мощности может быть достигнуто
подрегулировкой системы нагружения дизеля или при работе в режиме
ограничения по напряжению (при работе на водяные реостаты). В остальных
случаях заданной нагрузки можно добиться при работе на аварийном
возбуждении. В процессе обкатки ведется контроль параметров и состояния
дизеля, работы его систем. Для этого вся обкатка разбивается на ряд
этапов с остановкой после каждого из них. В конце каждого этапа
необходимо замерить параметры двигателя и его систем для оценки работы
всех цилиндров (определяется по температуре выпускных газов и давлению
сгорания), степени загрязненности фильтров масла и т. д. После окончания
каждого этапа работы дизель останавливают: осматривают шатунно-поршневую
группу, клапанно-рычажный механизм крышек цилиндров; устраняют
выявленные неисправности, выполняют необходимые предварительные
регулировки двигателя и систем тепловоза. Если какой-либо из цилиндров
двигателя не работает, снимают форсунку и проверяют на специальном
стенде; при отсутствии замечаний снимают топливный насос высокого
давления и также проверяют на стенде. Подробный перечень работ,
проводимых в период обкатки, указан в заводской инструкции.
Перед последним этапом обкатки по результатам снятия параметров в конце
предпоследнего этапа необходимо убедиться, что максимальное давление
сгорания по цилиндрам ниже, чем предельно допустимое для данного дизеля
с учетом температуры воздуха на входе в компрессор не менее чем на 1,0
МПа. Если давление сгорания по какому-либо цилиндру превосходит это
значение, следует уменьшить опережение подачи топлива в данный цилиндр
(подложить прокладку под топливный насос высокого давления).
После завершения обкатки обычно необходимо вынуть форсунки и провести их
ревизию с оценкой качества распыла; дозатянуть шпильки крепления втулок
цилиндров к крышкам цилиндров и осей рычагов крышки цилиндра, проверить
одновременность открытия клапанов и зазор на масло в гидротолкателях;
проверить крепление выпускных коллекторов к крышкам цилиндров и всех
узлов, установленных на дизеле; проверить легкость перемещения механизма
управления топливными насосами и реек топливных насосов. После
завершения этих работ приступают к окончательной регулировке дизеля и
его систем.