1. Принципиальная схема масляной системы дизелей типа Д49
Масляная система обеспечивает подачу масла в необходимом количестве и с
заданной температурой для смазки и охлаждения подшипников, поршней и
других трущихся деталей. Общее устройство системы рассмотрим на примере
дизеля 1А-9ДГ (рис. 72). Резервуаром для масла служит масляная ванна 2,
выполненная в поддизельной раме. Уровень масла в ванне контролируется
щупом. Из ванны через сетчатый маслозаборник 3 и размещенный в нем
невозвратный клапан масло поступает во всасывающую полость масляного
насоса. Под давлением, создаваемым насосом, масло по каналу б подается
через фильтр грубой очистки в полнопоточный фильтр тонкой очистки и
затем по трубопроводу 5 в охладитель. На выходе из охладителя поток
разделяется на три части. Одна часть масла направляется к центробежным
фильтрам 6 и оттуда сливается в ванну, другая поступает через фильтр
грубой очистки по каналу з в дизель и распределяется по всем цилиндрам.
По третьему каналу масло через редукционный клапан подводится к
продольному каналу лотка. От трубопровода подачи масла к дизелю имеется
отвод на турбокомпрессор. Из полости подшипников турбокомпрессоров масло
сливается в привод насосов. Система каналов в блоке, коленчатом вале,
приводах, шатунах и поршнях обеспечивает раздачу масла по всем трущимся
элементам дизеля.
Напорная магистраль дизеля соединена с реле давления и предохранительным
клапаном, перепускающим масло в картер, при превышении давления его выше
0,6 МПа. В случае повышения перепада давлений в фильтре тонкой очистки
выше 0,18 МПа срабатывает клапан, перепускающий масло мимо фильтра.
Ограничение верхнего предела по давлению масла (0,9 МПа) обеспечивается
перепускным клапаном, встроенным в корпус насоса. Перед пуском дизеля и
после его остановки включаются маслопрокачивающие насосы, которые
забирают масло из поддизельной рамы и под давлением через невозвратный
клапан подают его в систему дизеля. Масляная система дизеля ЗА-6Д49 (8ЧН
26/26) отличается от рассмотренной схемы отводом масла на гидромуфту
привода вентилятора и отсутствием полнопоточного фильтра тонкой очистки.
Масляная система дизель-генераторов 2А-9ДГ, 2В-9ДГ
включает два масляных насоса и два охладителя. Из ванны масло проходит
через фильтр грубой очистки, всасывается правым насосом и подается к
фильтру тонкой очистки, из которого попадает в правый охладитель и
оттуда в левый масляный насос. От левого на-coca масло под давлением
поступает в фильтр грубой очистки и затем на смазку дизеля.
Необходимость установки двух охладителей и насосов вызвана ростом
количества тепла, отводимого маслом от поршней в связи с повышенной
мощностью дизеля. Так как при некотором загрязнении фильтра тонкой
очистки и росте его сопротивления часть масла через перепускной клапан
может обходить фильтр тонкой очистки, после левого насоса установлен
дополнительный фильтр грубой очистки. Масляная система дизель-генератора
3-9ДГ отличается тем, что фильтр тонкой очистки состоит из меньшего
количества секций и через него пропускается только часть масла.
У дизель-генератора 20ДГ все элементы масляной системы смонтированы на
дизеле. Последовательность прохождения масла: масляная ванна,
маслонасос, фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки,
маслоохладитель, второй масляный насос. Далее масло разделяется на два
потока: часть масла через фильтр грубой очистки подается в дизель, а
другая часть идет в два центробежных фильтра, откуда сливается в ванну.
Рис. 72. Схемы смазки внутренней масляной
системы дизеля:
а — коленчатых валов; б — привода; в — компрессора и водяного насоса; г
— шатунио-поршиевой группы и крышек; 1 — труба отвода от охладителя к
фильтру грубой очистки;
2 — масляная ванна; 3 — маслозаборник; 4 — труба подвода масла к насосу
(через канал а)
5 — труба подвода масла от полнопоточного
фильтра к охладителю; 5 — фильтры центробежные; 7 — трубопровод масла к
центробежным фильтрам; а, в, г — каналы; б — канал отвода масла от
насоса к полнопоточному фильтру; д —- канал подвода масла к шлицевому
валу привода насосов; е — каНал подвода масла к валу водяного насоса; ж
— канал подвода масла к шестерне привода Насоса; з — центральный канал
подвода масла к узлам движения; к — канал подвода масла к
турбокбмпрессору; л — каналы подвода масла к осям рычагов и
гидротолкателям; н — канал подвода масла к распределительному валу; о —
слив масла из поршней; р —• канал подвода масла к коренным подшипникам;
с канал подвода масла к вентилятору; у, ф, ш, к — каналы подвода масла к
подшипникам и шестерням привода распределительного вала; щ — канал
подвода масла из. лотка к корпусу привода распределительного вала; х —
канал в лотке; ю — полость охлаждения и смазки поршневого пальца; я —
каналы коленчатого вала