4. Муфта соединительная и валоповоротный
механизм дизель-генераторов 1-26ДГ, 2-26ДГ, 1-9ДГ,
1А-9ДГ, 3-9ДГ
Муфта (рис. 45) соединяет коленчатый вал дизеля с валом ротора
генератора. Между ведущим диском 1 и ведомым диском 3 муфты установлен
пакет 2 тонких стальных колец. Пакет пятью призонными болтами 8
прикреплен к ведущему диску 1, а пятью призонными болтами 4 — к ведомому
диску 3 Ведущий диск имеет зубья для проворачивания коленчатого вала
дизеля вало-поворотным механизмом и крепится болтами 9 и штифтами 5 к
коленчатому валу, а ведомый диск болтами 6 — к валу ротора генератора.
На ведущий диск муфты и в вал ротора генератора установлены направляющие
кольца 7.
Для проворота коленчатого вала при осмотрах, ремонтах и обслуживании
дизеля используется валоповоротный механизм (рис. 46). Он установлен на
приводе распределительного вала. Червяк совместно с валом 14 вращается
во втулках 13 и от осевого перемещения удерживается кольцами 12.
Кронштейн 8 установлен на валу 2, застопорен штифтом 9 и вместе с
червяком имеет возможность поворачиваться на определенный угол.
От произвольного включения червяк удерживается пружинами 7.
При отключении механизма кронштейн с валом и червяком устанавливаются в
верхнем положении и стопорятся штырем 4. В этом положении штырь 4
нажимает на шток микропереключателя 5, контакты замкнуты, пуск дизеля
возможен. В рабочем положении штырь проходит через отверстия а и б,
минуя шток микропереключателя, электрическая цепь разомкнута, пуск
дизеля невозможен.
Чтобы повернуть коленчатый вал, открепляют скобу 15, вынимают штырь 4,
рукояткой 3 кронштейн 8 поворачивают до введения червяка в зацепление с
зубчатым диском муфты и через отверстия а и б кронштейн фиксируют штырем
4. Коленчатый вал проворачивают ключом, установленным на шестигранную
головку вала 14.