1. Электрические машины дизель-генераторов 1-26ДГ, 2-26ДГ, 1-9ДГ,
1А-9ДГ, 3-9ДГ
Электрические машины дизель-генераторов модификаций 1-26ДГ, 2-26ДГ,
1-9ДГ, 1А-9ДГ, 3-9ДГ (рис. 40) смонтированы на раме дизель-генератора.
Тяговый генератор 1 установлен на общей раме с дизелем, соединен с
коленчатым валом пластинчатой муфтой и закреплен на регулировочных
прокладках 11 болтами 12.
На горизонтальной площадке кронштейна тягового генератора установлены
стартер-генератор 2, получающий вращение через валопровод привода
электрических машин (см. рис. 34) в режиме генератора и передающий
вращение валу дизеля при его пуске, и синхронный возбудитель тягового
генератора 3, установленный своими лапами на проставок 4 и также
получающий вращение через валопровод. Под лапами обеих машин установлены
регулировочные прокладки 7 и 13. Центровка тягового генератора
выполняется таким образом, чтобы разность зазоров между полюсами,
проверенная специальным удлиненным щупом, не превышала 0,5 мм, а в
лабиринтном уплотнении опорного подшипника имелся осевой зазор 4 + 2 мм.
Кроме того, допускается смещение оси якоря генератора относительно оси
коленчатого вала в пределах зазоров сопрягаемых деталей соединительной
муфты, а излом осей не более 0,15 мм на плече 800 мм. Излом определяется
специальным приспособлением, устанавливаемым на муфту. Излом можно
изменять подбором прокладок, устанавливаемых между рамой
дизель-генератора и лапами тягового генератора. Для замены прокладок в
лапы генератора ввертывают отжимные болты. После центровки генератора
его закрепляют болтами 12 с усилием их затяжки не менее 1,20 кН-м.
Местное неприлегание лапы генератора к раме более 0,15 мм, определенное
щупом на длине 40 мм, не допускается, оно обеспечивается подбором
соответствующих прокладок.
Так как на соединение лап генератора и рамы действует реактивный
вращающий момент и динамические усилия при работе, то для обеспечения
большей жесткости этого соединения установлены контрольные штифты 16.
Ослабление их при работе может свидетельствовать о недостаточной затяжке
болтов 12 и нарушении центровки генератора, что является недопустимым.
После завершения установки генератора приступают к
центровке стартер-генератора 2 и возбудителя 3. Обеспечение необходимого
смещения и излома осей электрических машин относительно приводных валов
19 и 22 (см. рис. 34) привода распределительного вала осуществляется
подбором необходимых прокладок и перемещением машин по опорным
плоскостям.
На результаты центровки влияют температурное
состояние электрических машин, дизеля, условия экипировки тепловоза и
состояние путей, на которых находится тепловоз. Поэтому средними
условиями, при которых производится центровка электрических машин,
следует считать: температура узлов не выше +40 °С, тепловоз должен быть
установлен на нивелированном пути и иметь заправку топливных баков не
менее чем на 50 %.
Вследствие износов опорных поверхностей в подшипниках привода и машинах,
возможной деформации корпусов привода и электрических машин центровка
электрических машин изменяется. В эксплуатации допускается изменение
смещения до
0,6 мм и излома до 0,6 мм/м. Однако при демонтаже машин или привода
распределительного вала центровка их должна быть восстановлена. Смещение
осей для стартер-генератора и возбудителя допускается до 0,1 мм, излом
осей для тягового генератора до
0,19 мм/м и для стартер-генератора и возбудителя до 0,3 мм/м.