Топливный насос высокого давления дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Топливный насос высокого давления дизелей М753 и М756 - часть 1

На дизелях типов М753 и М756 установлен 12-плунжерный топливный насос ТН-12М (рис. 91), диаметр плунжера 13 мм, ход плунжера 12 мм. Топливный насос подает в форсунки в определенный момент строго дозированную порцию топлива. Порядок подачи топлива плунжерами насоса, считая со стороны привода: 2—11—10—3—6—7—12—1—4—9—8—5.

 

 

 

Рис. 91. Топливный насос

1 — зубчатый венец; 2 — палец толкателя; 3—хвостовик; 4 — ролик толкателя; 5—толкатель; 6—регулирующий болт толкателя; 7— поворотная муфта; 5 —задняя торцовая крышка; 9—штуцер; 10 — сборник отсечного топлива; 11—всасывающий канал; 12 — втулка плунжера; 13 —коробка зубчатого венца; 14 — штуцер для крепления приемника манометра; 15—штуцер подвода топлива; 16—передняя торцовая крышка; 17—шлицевая муфта; 18 — рессора; 19—заглушка; 20 — кулачковый валик; 21 — подшипник; 22 — сливное отверстие; 23 — замок штуцера; 24 — рейка; 25—боковая крышка левая; 26 — зубчатый сектор; 27 — колпачок; 28—зубчатый венец; 29—боковая крышка правая; 30—втулка; 31 — гайка; 32—шток; 33—упругая шестерня; 34 — картер; 35—стопорный винт подшипника; 36 — пружина плунжера; 37—тарелка пружины верхняя; 38 — плунжер: 39—седло нагнетательного клапана; 40 — нагнетательный клапан; 41— головка: 42 — стойка; 43—силовая шпилька; 44 — пружина; 45—ось зубчатого сектора

 

 



Кулачковый валик вращается от большой конической шестерни привода насоса через рессору, соединенную со шлицами шестерни привода и муфтой кулачкового валика. Вращение конической шестерни привода насоса передается от центральной шестерни через промежуточную передачу. Передаточное число от коленчатого вала к кулачковому валику насоса — 0,5. Направление вращения кулачкового валика против часовой стрелки, если смотреть со стороны привода. От кулачкового валика через толкатель с роликами на игольчатых подшипниках движение передается плунжером насоса.

Корпус насоса разъемный, состоит из картер а 34, семи стоек 42 и головки 41, стянутых 14 силовыми шпильками 43. Картер насоса отлит из алюминиевого сплава и имеет восемь опорных лап для крепления насоса на дизеле. Вдоль всего картера проходит отверстие, в котором монтируется полый кулачковый валик 20 с подшипниками 21.

С обоих концов валика запрессованы заглушки 19. Двенадцать кулачков валика расположены через 30° в соответствии с порядком работы плунжеров насоса. К переднему фланцу валика шестью призонными болтами крепится шлицевая муфта 17, к заднему фланцу хвостовик 3. Подшипники, в которых валик вращается, разъемные, состоящие из двух половин, стянутых четырьмя винтами. В нижней половине каждого подшипника просверлены семь отвер-

стий для прохода масла к двум сливным отверстиям 22 в картере насоса. В верхней половине подшипника сделан вырез для того, чтобы толкатель, проходя н. м. т., не касался подшипника. Второй подшипник, считая от шлицевой муфты, отличается от остальных тем, что имеет канавку, служащую для подвода масла через отверстие в полости валика, и фиксируется в картере штуцером, сверление которого используется для подвода масла в канавку подшипника (см. сечение Б—Б).
 

Собранный с хвостовиком 3 шлицевой муфтой 17 и подшипниками 21 кулачковый валик заводят в расточку картера. Подшипники фиксируются от проворачивания и осевого перемещения винтами, цилиндрические концы которых входят в глухие отверстия в верхних половинках подшипников.

Перпендикулярно оси расточки под подшипники в картере расположены двенадцать отверстий, в которых двигаются толкатели. В отверстиях бобышек толкателя размещен палец 2, выступающий конец которого входит в направляющий паз картера, препятствуя проворачиванию толкателя. Ролик 4 толкателя вращается на пальце на игольчатом подшипнике, состоящем из двадцати иголок.

На шпильки 43 надеты семь дюралюминиевых стоек 42. Нижними торцовыми поверхностями стойки опираются на плоскость картера, на верхние торцовые поверхности устанавливается головка насоса. Стойки обработаны комплектно и клеймятся порядковыми номерами от первого до седьмого и в таком порядке устанавливаются на картер.

Головка насоса 41 изготовлена из прессованного алюминиевого сплава. Вдоль головки проходят два канала: всасывающий И и канал отсечного топлива. В головке выполнены двенадцать ступенчатых отверстий, заканчивающихся сверху резьбой. В каждое отверстие монтируются детали камеры нагнетания: втулка 12 с плунжером 38, седло 39 с нагнетательным клапаном 40, пружина нагнетательного клапана, упор, медное уплотняющее кольцо и штуцер (сечение А-А).

Втулка 12 с плунжером 38 являются основным топливоподающим элементом насоса и образуют прецизионную пару, в которой замена какой-либо одной детали не допускается. Втулка имеет два всасывающих и четыре перепускных отверстия и своим буртиком опирается на уступ отверстия в головке. Для того, чтобы всасывающие и перепускные отверстия занимали определенное положение, втулка фиксируется в головке стопорным винтом.

На верхний торец втулки установлено седло 39 с нагнетательным клапаном 40, нагруженным пружиной. Подъем клапана ограничивается упором. Необходимое усилие затяжки штуцера плунжерной пары обеспечивается специальным тарировочным ключом. Затяжка штуцера без применения такого ключа ни в коем случае не допускается, так как недостаточное усилие затяжки дает малое обжатие уплотняющего кольца и, как следствие, вызывает течь топлива из-под штуцеров, а чрезмерное усилие приводит к деформации втулки и зависанию плунжера. Зубчатые замки 23 предупреждают отвинчивание штуцеров.

Седло 39 с нагнетательным клапаном 40 проходят совместную доводку по направляющим и притирку по конусу, после чего их проверяют на герметичность и на специальном приспособлении сортируют на две группы по величине разгрузочного хода клапана. Номер группы пишут на торце головки клапана, на насос устанавливают нагнетательные клапаны только одной сортировочной группы.

На выступающие из отверстий головки насоса нижние части втулок 12 надеты поворотные муфты 7 с зубчатыми венцами 28. Перемещение поворотной муфты вниз ограничивается верхней тарелкой 37 пружины плунжера, смонтированной в выточке коробки зубчатого венца 13.

Пружина 36 плунжера верхним торцом опирается в верхнюю тарелку 37 и центрируется в ней по наружному диаметру, а нижним торцом на нижнюю тарелку и центрируется на ней по внутреннему диаметру. Нижняя тарелка надета на шейку плунжера, шляпка которого входит в выточку тарелки, фик-сируя ее на плунжере. Нижняя тарелка и плунжер опираются на регулирующий болт толкателя 6, законтренный в определенном положении контргайкой. Пружина плунжера устанавливается с предварительным поджатием, при нижнем положении плунжера. При движении плунжера вверх усилие пружины возрастает и обеспечивает движение плунжера вниз, когда ролик толкателя сбегает с кулачка. Поэтому пружина все время держит плунжер и толкатель прижатыми к кулачку, преодолевая силы инерции, стремящиеся оторвать ролик от кулачка. Плунжер имеет две спиральные отсечные канавки, соединенные между собой и с каналом, идущим вдоль оси плунжера, поперечным сверлением. Изменение начала соприкосновения верхних кромок спиральных канавок плунжера с нижними кромками нижних перепускных отверстий втулки и, как следствие, изменение величины подачи топлива достигается поворотом плунжера.

Поворот плунжера осуществляется поворотной муфтой 7, в нижней части имеющей пазы, в которые входит поводок плунжера. На каждой муфте закреплен зубчатый венец 28, каждый из которых попарно входит в зацепление с шестью зубчатыми секторами 26, свободно поворачивающимися на осях 45. Долевой зазор сектора на оси устанавливается подбором толщины регулировочной шайбы. Зубчатые секторы соединены с насосом рейкой 24. Таким образом, перемещение рейки вызывает поворот зубчатых секторов и находящихся в зацеплении с ними зубчатых венцов. Вместе с зубчатыми венцами поворачиваются муфта и плунжер. Пружины, попарно стягивающие зубчатые венцы, устраняют влияние зазоров в зацеплении зубчатых венцов с секторами на положение плунжеров.

Передний торец корпуса насоса закрыт отлитой из алюминиевого сплава крышкой 16. Крышка имеет выточку, в которую входит центрирующий поясок картера. Буртик шлицевой муфты 17 между торцом пояска картера и торцом выточки крышки ограничивает осевое перемещение кулачкового валика. Четырьмя шпильками крышка крепится к картеру насоса и двумя шпильками к головке.

Противоположный торец корпуса насоса закрыт отлитой из алюминиевого сплава крышкой 8. В крышке расположен сборник 10 отсечного топлива, поступающего из отсечного канала головки насоса. Ввернутый в крышку штуцер

9 предназначен для крепления трубки отвода отсечного топлива. Перепускной канал головки насоса, соединяющий всасывающий канал со сборником отсечного топлива, служит для выхода воздуха и перепуска некоторой части топлива из всасывающего канала. Крышка 8 устанавливается на центрирующий поясок картера насоса, к крышке 8 крепится всережимный регулятор дизеля.

С боков корпус насоса закрыт крышками 29 и 25. В левой боковой крышке 25 есть полость, в которой размещается рейка насоса 24, на конце рейки закреплен колпачок 27, соединенный со штоком 32. Обе боковые крышки крепятся к картеру, головке и торцовым крышкам винтами. Плоскости разъема уплотняются прокладками из гибкого текстолита и паронита. Шток 32 связан с рычагом всережимного регулятора, управляющим подачей топлива в цилиндры дизеля.

Топливо к насосу подводится по трубопроводу, который штуцером 15 крепится к фланцу, закрепленному на переднем торце головки.

На прямоугольных шлицах хвостовика 3 насажена с натягом упругая шестерня, предназначенная для передачи вращения от кулачкового валика 20 насоса шестерне-водилу всережимного регулятора.

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..