Предварительная сборка системы передач дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Предварительная сборка системы передач дизелей М753 и М756

 

 

Предварительная сборка. Перед окончательной сборкой необходима предварительная сборка передач на картере дизеля для определения фактической величины боковых зазоров между зубьями шестерен. Если собирают детали, работавшие на дизеле до ремонта, причем боковые зазоры между зубьями шестерни не более 0,3 мм, а равномерность боковых зазоров при повороте шестерни на один оборот не превышает 0,12 мм, то для такой передачи перерегулировка шестерен и проверка зацепления по краске не требуются. При превышении этих величин, а также при замене отдельных деталей передачи необходимо заново регулировать шестерни по зазорам и проверять зацепления по краске. В этом случае боковые зазоры выдерживают в пределах 0,1—0,25 мм, а равномерность боковых зазоров должна быть не более 0,12 мм.

При сборке передачи из деталей, работавших на дизеле до ремонта, регулировочные шайбы устанавливают старые. Во всех случаях, когда требуется выполнить регулировку шестерен заново, рекомендуется вместо шайб пользоваться специальными регулировочными вилками. Применение вилок облегчает процесс регулировки шестерен: не нужно выпрессовывать стаканы из картера и разбирать узлы, что совершенно необходимо, если регулировка производится при помощи шайб.

Предварительная сборка передач возможна как с установленным в картер собственным коленчатым валом дизеля, так и при помощи специальной оправки диаметром, равным диаметру шейки коленчатого вала, и длиной, равной расстоянию двух опор, устанавливаемых в картер вместо коленчатого вала.

Предварительная сборка промежуточной передачи, стаканов наклонных передач и стаканов передач к насосам производится после устранения всех дефектов, промывки деталей, проверки по клеймам принадлежности их к данному дизелю. Порядок сборки узлов очень прост и здесь не приводится. При сборке во все узлы вместо регулировочных шайб между торцами шестерен и стаканов устанавливают регулировочные вилки из набора. На хвостовики шестерен надевают замковые кольца, но регулировочных шайб под них не ставят.
 


Установка узлов передачи на картер, регулировка боковых зазоров в шестернях и проверка зацепления по краске производятся после укладки коленчатого вала в картер.

В выточку 1-й опоры и подвески ставят регулировочное кольцо, а в отверстие 1-й коренной шейки коленчатого вала центральную шестерню. Затем на шпильки крепления корпуса 3 (см. рис. 20) надевают прокладку, слегка смазывают маслом посадочные места нижней части корпуса, собранного с шестернями промежуточной передачи, и запрессовывают корпус привода

в гнездо картера, закрепляя его четырьмя гайками.

Аналогичным образом запрессовывают в гнезда картера два стакана 10 передачи к насосам, собранные с шестернями 11.

Проверяют легкость вращения шестерен, а затем регулируют боковые зазоры между зубьями центральной шестерни и шестерни 1 промежуточной передачи и шестерен 11 передачи к насосам.

Для проверки зазоров на гайку 5 хвостовика шестерни 1 надевают приспособление, показанное на рис. 24, а внутрь хвостовиков шестерен 11 (см. рис. 20) вставляют приспособление, изображенное на рис. 25.
 

 

Рис. 24. Приспособление ЛМ. 9690-230 для проверки зазоров по зубьям нижней шестерни промежуточной передачи:
1 — гайка с поводком; 2 — крестовина

 


Зазоры проверяют следующим образом. Установив стойку с индикатором на ближайшую к регулируемой шестерне обработанную площадку картера так, чтобы стойка не качалась, упирают (с натягом) подвижную ножку индикатора в одну из лапок крестовины приспособления против риски, нанесенной на этой лапке (при отсутствии указанных приспособлений можно ножку индикатора установить на середину зуба проверяемой шестерни). Затем, затормозив спаренную шестерню, покачивают за лапку крестовины приспособления регулируемую шестерню. Отклонение стрелки индикатора покажет величину зазора между зубьями.

Шестерни при проверке зазоров между зубьями должны быть прижаты своими опорными торцами к соответствующим опорным поверхностям. Если при проверке оказывается, что зазоры не уложились в допустимые пределы 0,1 —0,25 мм, регулировочные вилки заменяют другими. Например, если зазоры оказались больше допустимых, устанавливают более толстые вилки и наоборот. Может оказаться, что перемещать необходимо только одну шестерню из пары, подвергающейся регулировке, но это можно выяснить только после проверки зацепления по краске. Поэтому обычно сначала делают предварительную регулировку шестерен с таким расчетом, чтобы боковые зазоры находились в допустимых пределах, а затем проверяют зацепление по краске и уже при этой проверке окончательно перемещают шестерни (устанавливая регулировочные вилки необходимой толщины) так, чтобы обеспечить удовлетворительную форму и расположение отпечатков краски на зубьях, а также удовлетворительные боковые зазоры между зубьями.

После регулировки указанных шестерен верхний картер повертывают подвесками вверх и накрывают нижним картером с установленным в нем приводом маслооткачивающего насоса. Закрепляют нижний картер болтами, после чего проверяют легкость вращения шестерен и регулируют боковые зазоры между зубьями шестерни привода маслооткачивающего насоса и зубьями центральной шестерни.

Для проверки зазора внутри хвостовика шестерни привода маслооткачивающего насоса применяют приспособление (рис. 26).

 

 

 

 

Рис. 25. Приспособление ЛМ. 9579-006 для проверки зазоров между зубьями шестерен передач к насосам:
1 — гайка с поводком; 2 — крестовина
Рис. 26. Приспособление ЛМ. 9690-095 для проверки зазоров по зубьям шестерни маслооткачивающего насоса:
1 — гайка с поводком; 2 — крестовина

 



После регулировки указанных шестерен по боковым зазорам между зубьями проверяют правильность их зацепления по краске. Для этого на рабочей стороне всех зубьев центральной шестерни наносят тонкий слой краски ( ультрамарин, синий сухой УХК или УС ОСТ НКТП-3160, разведенный в масле, или ультрамарин УМ-1 и УМ-2 по тому же стандарту), прижав все контролируемые шестерни к своим опорным торцам. Провернув несколько раз центральную шестерню по часовой стрелке, получают отпечатки краски на зубьях спаренных шестерен, которые для всех конических шестерен отвечают следующим требованиям:

1. Наиболее густо пятна краски должны быть расположены у ножки зуба, постепенно редеть к головке и совершенно отсутствовать на самой кромке головки (рис. 27, а).

2. Наиболее густо пятна краски должны располагаться ближе к узкому концу зуба. Длина отпечатка краски допускается от 1/3 до 3/4 длины зуба. На 20% общего количества зубьев шестерни допускается длина отпечатка, уменьшенная до 1/4 длины зуба.

3. Смещение отпечатка по длине зуба от узкого конца к широкому (рис. 27, б) нежелательно и допускается при условии плавного перемещения отпечатка через положение, изображенное на рис. 27, в. Количество зубьев с отклонениями (см. рис. 27, б) не должно превышать 20 % общего количества зубьев шестерни.

4. Часто встречающийся разрыв отпечатка посредине зуба (рис. 27, г) или отпечаток, расположенный посредине зуба (рис. 27, д),—допустимы. В обоих случаях разрыв отпечатка во внимание не принимается. Количество зубьев с указанными отклонениями длины отпечатка не должно превышать 20% общего количества зубьев шестерни.

5. Если отпечатки краски, полученные на зубьях ведомой шестерни, удовлетворяют указанным требованиям, зацепление принимают и регулировочные шайбы клеймят номером дизеля. В противном случае шестерни вновь регулируют другими регулировочными шайбами или прокладками на новый зазор, не выходящий за пределы допустимого. При регулировке необходимо иметь в виду следующее.

Если отпечаток краски на зубьях ведомой шестерни узкий и расположен близко к ножке зуба (рис. 27, е), для перемещения отпечатка ближе к головке зуба уменьшают зазор за счет ведомой шестерни (придвигают ее к оси ведущей шестерни) или увеличивают зазор за счет ведущей шестерни (отодвигают ее от оси ведомой шестерни) в зависимости от величины зазора между зубьями.

 

 

 

 

При коротком отпечатке и без отрыва его от кромки зуба (рис. 27, ж) в зависимости от имеющегося зазора и длины отпечатка или отодвигают ведомую шестерню от оси ведущей, что повлечет за собой появление отрыва отпечатка от кромки зуба, удаление отпечатка и увеличение зазора, или придвигают ведущую шестерню к оси ведомой, что повлечет за собой появление отрыва отпечатка, уменьшение длины отпечатка и уменьшение зазора между зубьями.

Отрегулировав шестерни, сцепляющиеся с центральной шестерней, снимают нижний картер и снова повертывают верхний картер подвесками вниз. На шпильки крепления стаканов наклонных передач надевают прокладки, запрессовывают при помощи наставки в гнезда картера стаканы наклонных пе-редач и закрепляют их гайками. Установив стаканы и проверив легкость и плав ность вращения шестерен, регулируют боковые зазоры между зубьями шестерен наклонных передач и средней шестерни промежуточной передачи. Регулировка боковых зазоров внутри хвостовиков шестерен и проверка правильности зацепления по краске происходят, как и в предыдущем случае.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..