Система передач М753 и М756 расположена в передней части дизеля и
передает вращение от коленчатого вала к топливному насосу, автомату
предельных оборотов (для дизеля М756), к распределительным валикам, к
водяному, маслонагнетающему и маслооткачивающему насосам.
Промежуточная передача, передающая вращение от центральной
шестерни к шестерне привода топливного насоса и механизму распределения,
монтируется в центральном гнезде верхнего картера (рис. 20). Шестерня 1
промежуточной передачи напрессована на валик, жестко связана с ним тремя
цилиндрическими шпонками и вращается в бронзовых втулках, запрессованных
в отлитый из алюминиевого сплава корпус передачи 3. На прямоугольные
шлицы валика шестерни 1 насажена шестерня 2, приводящая во вращение
нижние шестерни 17 наклонных передач привода механизма распределения; на
другой конец валика шестерни 1 насажена шестерня 4 привода топливного
насоса. Под шестерню 4 устанавливается регулировочная шайба 6 и
затягивается на валике гайкой 5. Затянутую гайку 5 засверливают
совместно с валиком, после чего забивают контрящий штифт, концы которого
отгибают на 30°. Толщина регулировочной шайбы 6 подбирается при
регулировке зазора между зубьями шестерни 4 и большой конической
шестерни привода топливного насоса.
Для регулировки зазора в зацеплении шестерни 2 с нижними шестернями 17
наклонных передач между шестерней 2 и бронзовой втулкой корпуса передач
3 устанавливают регулировочную шайбу 8. Шайба 9 служит для регулировки
зазора шестерней 17. Долевой зазор валика шестерни 1 в бронзовых втулках
корпуса передачи 3 обеспечивается подбором толщины регулировочной шайбы
7.
Корпус передачи 3 крепится к верхнему картеру шестью шпильками и
фиксируется установочным штифтом, запрессованным в верхний картер.
Масло к рабочим шейкам валика шестерни 1 и к бронзовым втулкам корпуса
передачи 3 подводится из наружных кольцевых выточек на нижних поясах
стаканов наклонных передач через два сверления В в верхнем картере.
Поступающее по сверлениям В масло заполняет наружную кольцевую выточку
на стакане корпуса передач 5 и по сверлениям в нем подводится во
внутреннюю полость К, а оттуда по двум наклонным каналам нижней половины
корпуса промежуточной передачи — к подшипникам большой конической
шестерни.
Рис. 20. Передачи
Передачи к маслонагнетающему и водяному насосу одинаковы
по конструкции и монтируются в правом и левом нижних гнездах верхнего
картера. Маслонагнетающий насос расположен с левой стороны, а водяной —
с правой. Узел передачи состоит из стакана 10 и шестерни 11,
непосредственно связанной с центральной шестерней. Шестерня 11 полая, в
нижней части имеет шлицы, в которые входит рессора, передающая вращение
маслонагнетающему насосу или водяному насосу. Между торцами шестерни и
стакана устанавливается шайба 14, подбираемая по толщине при регулировке
зазора в зацеплении шестерни 11с центральной шестерней.
В кольцевой выточке на конце хвостовика шестерни
размещено замковое кольцо 12, под которое устанавливается регулировочная
шайба, определяющая осевое перемещение шестерни 11 в стакане. В рабочем
положении шестерня всегда прижата к шайбе 14, а шайба — к торцу стакана
10. Замковое кольцо 13 в кольцевой проточке на шлицах шестерни не
позволяет рессоре выйти из шлицевого соединения.
Стакан 10 прикреплен к верхнему картеру
односторонним фланцем на двух шпильках и может устанавливаться с любой
стороны картера только в одном положении.
Масло к трущимся поверхностям стакана и шестерни поступает по сверлению
Д в верхнем картере (сечение Ж — Ж) и во внутреннюю выточку стакана.
Чтобы обеспечить подвод масла в узел при постановке его на любую сторону
картера, в стакане сделаны два взаимно противоположных отверстия,
поэтому маслоподводящее сверление верхнего картера всегда совпадает с
одним из отверстий стакана.