Ремонт шатуна ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  .. 

 

 

 

Ремонт шатуна ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4



Основные дефекты шатуна: изгиб и скручивание, износ или овальность отверстий под вкладыши, износ отверстия во втулке верхней головки шатуна, износ отверстия в верхней головке шатуна под втулку.

Шатун правят на приспособлении, не отличающемся от применяемого в ремонтной мастерской. Для устранения напряжений в металле при правке выправленные шатуны нагревают до 350—400° С в течение 0,5—1 ч. В этом случае резьбу защищают асбестовыми пробками, а затем калибруют. Не допускается правка шатуна со втулкой и вкладышами.

Шатуны бракуют при наличии трещин или обломков.

Изношенную до размера 50,09 мм втулку верхней головки шатуна выпрессовывают при помощи оправки (рис. 116).

После запрессовки обрабатывают отверстие во втулке через масляное отверстие в шатуне диаметром не менее 5 мм. Для ремонта допускается использовать втулку шатуна дизелей ЯМЗ-236, ЯМЭ-238НБ, при этом большее отверстие втулки совмещают с масляным отверстием в шатуне.

После запрессовки втулки в шатун ее обрабатывают до диаметра 56+o’,oi4 мм; шероховатость поверхности должна быть не ниже 8-го класса.

Изношенную или овальную поверхность отверстия нижней головки шатуна под вкладыши восстанавливают только на ремонтном заводе двумя способами: осаживанием шлицевого разъема притиркой (или фрезерованием шлиц) или электролитическим осталиванием отверстия с последующей расточкой его до номинального размера.

Шатун годен, если диаметр отверстия в нижней головке (при затяжке шатунных болтов динамометрическим ключом; момент затяжки

16—18 кГм) не выходит за пределы 93  мм. Если размер отверстия отличается от указанного диаметра, то шатун подлежит ремонту-

Шатун и крышку притирают пастой ГОИ до осаживания на величину 0,2 мм, при этом не следует допускать перекоса и завала крышки относительно шатуна.

При фрезеровании разъема шатун и крышку устанавливают в приспособлении так, чтобы можно было обработать с одной установки шлицы шатуна и крышки. Для этого крышку смещают относительно шатуна в направлении отверстия под короткий шатунный болт на ползуба, т. е. на 2 мм. При фрезеровании необходимо достичь высокой точности расположения шлиц при шаге, равном 4+0,008 мм, и профиле зуба под углом 60°.

Для совпадения шлиц на всей длине разъем после фрезерования притирают пастой ГОИ до образования на всех шлицах непрерывной матовой полоски шириной не менее 1 мм.

По окончании притирки шлицевой стык промывают, а после сборки шатун растачивают до диаметра 93 +0,021 мм или хонингуют. Шероховатость поверхности должна быть не менее 8-го класса.

По опыту Днепропетровского авторемонтного завода № 1 можно рекомендовать восстановление шатунов электролитическим осталиванием внутренней поверхности нижней головки с последующей расточкой до номинального размера. Осажденный слой должен хорошо обрабатываться резцами с пластинками из твердого сплава, поэтому для осталивания применяют асимметричный переменный ток-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  ..