РЕДУКТОР ПУСКОВОГО
ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
Схема включения редуктора пускового двигателя
дизелей А-01, А-01М и А-41
Двухступенчатый редуктор включают в таком порядке.
Шестерню редуктора рычагом на крышке муфты сцепления дизеля вводят в
зацепление с венцом маховика дизеля. При этом выступы грузов держателя
механизма включения зацепляются за выступающий бурт втулки толкателя.
При включении муфты первой передачи рычаг 1 (рис. 78, а) редуктора
повернут до отказа влево, т. е. в сторону к пусковому двигателю,
коническая шестерня 40 поворачивает нажимной упор 24 муфты первой
передачи, который, перемещаясь по скосам неподвижного упора 29,
сдвигается и сжимает тормозные диски, а через них — ведомые диски муфты
первой передачи. Ведомые диски, соединенные шипами с эпициклической
шестерней, останавливают ее. Солнечная шестерня, постояно вращающаяся от
пускового двигателя, приводит в движение одновременно все три сателлита,
которые, перекатываясь по зубчатому венцу неподвижно зажатой
эпициклической шестерни, начинают вращать корпус обгонной муфты. Ролики
обгонной муфты заклинивают ее с валом редуктора, т. е. при вращении
корпуса обгонной муфты вращается вал редуктора и передает вращение
маховику дизеля.
Первая передача служит только для предпусковой прокрутки коленчатого
вала дизеля. Для запуска дизеля переводят рычаг редуктора вправо (рис
78, б) и включают вторую передачу. При этом муфта сцепления первой
передачи под действием пружин выключается, а нажимной упор муфты второй
передачи через упорный подшипник воздействует на нажимной диск, который
сжимает пакет тормозных и ведомых дисков муфты второй передачи. Сжатые
диски соединяют неподвижно в одно целое корпус обгонной муфты с
эпициклической шестерней. Сателлиты уже не могут вращаться, так как
водило тоже неподвижно соединено с эпициклической шестерней. В этом
случае шестерня муфты сцепления жестко соединена с обгонной муфтой, а
через заклиненные ролики — с валом редуктора. Как только дизель начнет
работать и обороты его коленчатого вала достигнут 250—300 в минуту,
грузы механизма включения под действием центробежной силы,
сжав пружины, разойдутся в стороны, их выступы
соскочат с бурта втулки толкателя. Пружины через толкатель сдвинут
держатель, и пусковая шестерня выйдет из зацепления с венцом маховика
дизеля.
Вторую передачу выключают, устанавливая рычаг редуктора в нейтральное
(вертикальное) положение. Под действием центральной пружины 27 нажимной
диск отходит и освобождает диски муфты сцепления второй передачи.
Все диски (тормозные и ведомые) муфт обеих передач изготовлены из
термообработанной стали 65Г, толщина их 2,5 мм. Твердость дисков
составляет 40—45 HRC. Диски работают в масляной ванне, поэтому в
редуктор заливают дизельное масло до уровня контрольного отверстия,
закрытого резьбовой пробкой, под которую подкладывают медную или
алюминиевую прокладку. Масло сливают из редуктора через отверстие,
расположенное в нижней части корпуса редуктора, которое также закрывают
резьбовой пробкой 48 с прокладкой.
В процессе эксплуатации вследствие износа фрикционных дисков нарушается
регулировка редуктора и пробуксовывают муфты сцепления первой и второй
передач. В этом случае необходимо отрегулировать муфты сцепления
редуктора пускового двигателя.
Рис. 78. Схема включения редуктора:
а — при включенной муфте сцепления первой передачи; б— при включенной
муфте сцепления второй передачи; 1 — рычаг включения муфт сцепления
первой н второй передач; 2— стопор обоймы дисков муфты сцепления первой
передачи (названия позиций 24—35 те же, что на рисунке 76).