Глава 3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Глава 3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

 



Температурный режим работы двигателя сильно влияет как на его показатели, так и на износ деталей гильзо-поршневой группы. Система охлаждения должна автоматически поддерживать температурный режим в допустимых пределах.

Для двигателей А-01 и А-41 и их модификаций температура охлаждающей воды должна находиться в пределах 80—98° С, а температура масла 80—95° С.

 

Снижение температуры ниже допустимой вызывает повышенное ос-моление и прогрессивный износ деталей гильзо-поршневой группы, а перегрев двигателя и закипание воды может привести к трещинам в головке цилиндров, повышенному старению масла, интенсивному отложению нагара, аварийному заеданию поршней в гильзах.

В двигателях применяют закрытую принудительную систему водяного охлаждения, общую для основного и пускового двигателей.

Основные показатели системы охлаждения приведены в таблице 5.
Таблица 5

 

 

 

 

Система охлаждения состоит из водяного радиатора (установлен на тракторе), водяного насоса 5 (рис. 27), вентилятора 3 и водяных рубашек 10, 12 и 14. Водяной радиатор связан с водяными рубашками двигателя патрубками и трубами.

В зависимости от режимов работы двигателя циркуляция воды в системе осуществляется по-разному. При пуске, когда работает только пусковой двигатель, он охлаждается по термосифонному принципу, т. е. циркуляция достигается вследствие разности удельных весов нагретой и охлажденной воды.

При работе пускового двигателя вода, находящаяся в его водяной рубашке, нагревается, поэтому нагретые ее слои, обладающие меньшей плотностью, по отводящему патрубку поступают в водяную трубу головки цилиндров основного двигателя, обогревая таким образом его головку.

Вода через отверстия поступает из головки в водяную рубашку блока цилиндров, а затем по патрубку в водяную рубашку цилиндра пускового двигателя.

Циркуляция воды в пусковом двигателе при прокручивании коленчатого вала основного двигателя или во время его работы принудительная, так как включается водяной насос основного двигателя. Водяной насос приводится в действие клиноременной передачей от шкива, установленного на переднем хвостовике коленчатого вала. Такая принудительная циркуляция воды через рубашку пускового двигателя предотвращает замерзание воды при эксплуатации двигателя в зимнее время.

Водяной насос нагнетает воду в водораспределительный коллектор, отлитый в блоке цилиндров и проходящий вдоль всех гильзовых полостей. Из канала через литые отверстия вода поступает к водяным рубашкам гильз и, омывая гильзы, перетекает в головки цилиндров через отверстия в верхней плоскости блока и нижней плоскости головки цилиндров. В головке вода охлаждает выпускные патрубки, нижнюю нагретую плиту головки и стаканы форсунки. Затем охлаждающая вода из головки цилиндров собирается в коллектор — водяную трубу, крепящуюся к водяным фланцам головки.

Из водяной трубы вода подается к верхнему бачку водяного радиатора.

 

Интенсивность охлаждения радиатора воздухом регулируют шторкой, размещенной перед водяным радиатором. Температуру воды контролируют дистанционным термометром. Шторка также способствует ускорению прогрева двигателя после его запуска.

 

 

 

 

 

 

Рис. 27. Система охлаждения двигателя:
1 — термометр воды; 2 — датчик термометра; 3 — вентилятор; 4 — патрубок водяного насоса; 5 — водяной насос; 6 — пробка отверстия для выпуска воздуха; 7 — натяжной ролик; 8 —ремень привода водяного насоса и вентилятора;
9 — шкив коленчатого вала; 10— водяная рубашка блока цилиндров; 11 — отверстие для прохода воды из блока в головку цилиндров; 12— водяная рубашка головки цилиндров; 15—патрубок подвода воды в рубашку пускового двигателя; 14 — водяная рубашка пускового двигателя; 15 — водоотводящий патрубок; 16 — сливная трубка; 17 — отверстие для прохода воды к гильзам; 18 — водоотводящая труба головки цилиндров; 19 — водораспределительный канал в блоке цилиндров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..