КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

 


Служит для превращения поступательно-возвратного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. В него входят поршень 13 (рис. 11), поршневые кольца 14 и 15, поршневой палец 17, шатун 19, коленчатый вал 10 с маховиком 37 и вкладышами 21 и 28.

 

Коленчатый вал


Коленчатый вал изготовлен из углеродистой стали 45 «селект.». В шестицилиндровых двигателях кривошипы расположены попарно под углом 120°, в четырехцилиндровых — в одной плоскости. Центробежные силы от вращающихся масс в обоих коленчатых валах уравновешены. Однако для частичной разгрузки коренных подшипников от центробежных сил шатунной шейки и нижней головки шатуна на шестицилиндровых двигателях установлено шесть противовесов 12. Посадку противовесов в пределах от 0,069 мм натяга до 0,013 мм зазора обеспечивают при помощи селективной сборки с разбивкой общего размера на три размерные группы (табл. 1).

Противовесы крепят к коленчатому валу двумя болтами из стали 40ХН или 35ХГФ. Момент затяжки 16—18 кГм. Болты стопорят штампованными шайбами, плотно входящими в пазы противовесов.
 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Кривошипно-шатунный механизм двигателя А-01М:
храповик коленчатого вала; 2—болт крепления шкива; 3— шкив коленчатого вала; 4 — упорная шайба; 5—передний самоподжимной каркасный сальник; 6—маслоотражательная шайба; 7 — шестерня коленчатого вала; 8 — шестерня привода масляного насоса; 9 — крышка переднего коренного подшипника; 10— коленчатый вал; 11 — верхний вкладыш коренного подшипника; 12 — противовес; !3— поршень; 14 — поршпевые кольца; 15 — маслосъемное кольцо; 16 — стопорное кольцо поршневого пальца; 17 — поршневой палец; 18 — втулка верхней головки шатуна; 19 — шатун; 20 — заглушка масляной полости; 21 — вкладыши шатуна; 22 —крышка шатуна; 23 — заглушка; 24 — шатунные болты; 25— гильза цилиндра; 26 — уплотнительное кольцо; 21 — крышка коренного подшипника; 28 — нижний вкладыш коренного подшипника; 29— шлицевая втулка; 30 — полукольцо заднего коренного подшипника; 31 — маслоотражательная шайба; 32 — болт крепления маховика; 33 — стопорный штифт; 34 — роликоподшипник;
35 — установочный штифт; 36 — задний самоподжимной каркасный сальник; 37 — маховик; 38 — венец маховика; 39 — картер маховика; 40 — блок цилиндров.

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

 

 

Запрещается демонтировать и переставлять противовесы, так как могут быть нарушены заводская посадка и затяжка и изменится динамическая сбалансированность коленчатого вала (динамическая балансировка выполнена с точностью 40 Г см путем фрезерования и высверливания металла в противовесах). Для повышения износостойкости шатунные и коренные шейки коленчатого вала подвергнуты поверхностной закалке токами высокой частоты на глубину 3—4 мм до твердости HRC 52—62. Поверхность заднего хвостовика под сальник упрочнена накаткой роликом, при этом чистота поверхности должна быть не ниже 9-го класса.

При ремонтах и перешлифовках шеек коленчатого вала следует обращать внимание на правильность выполнения радиуса галтелей шеек R 6—0,5 мм и их чистоту, так как от этого значительно зависит усталостная прочность коленчатого вала.

В коренных и шатунных шейках выполнены сверления для прохода масла к подшипникам. В полостях шатунных шеек обработаны большие отверстия, образующие масляные полости для центробежной очистки масла. Для улучшения очистки масла в полостях установлены сепарирующие трубки. Полости закрыты резьбовыми заглушками 2 (рис. 12) размером М39Х2, стопорящимися шплинтами 1.

При очистке полостей шатунных шеек от отложений и мойке мас-локаналов следует надежно стопорить заглушки и не допускать деформации сепарирующих трубок.

На переднем конце коленчатого вала с эвольвентными шлицами напрессованы шестерни 7 и 8 (см. рис. 11), одна из которых приводит во вращение шестерни газораспределения, а другая вращает масляный насос. Блок шестерен прижимается к торцу коренной шейки через шкив 3 коленчатого вала болтом М22х1,5, момент затяжки не менее 30 кГм.

 

Болт контрят стопорной шайбой. К наружному торцу шкива коленчатого вала крепят храповик 1, предназначенный для проворачивания рукояткой коленчатого вала во время регулировок механизма газораспределения и топливной аппаратуры.

В заднем хвостовике запрессована шлицевая втулка 29 для привода независимого вала отбора мощности (только у двигателей, предназначенных для промышленных и мелиоративных тракторов).

Задняя коренная шейка коленчатого вала служит для предотвращения осевого люфта, который должен находиться в пределах 0,095—

0, 335 мм. " ц

Для четырехцилиндровых двигателей на четвертой щеке (круглой) коленчатого вала напрессован с натягом 0,077—0,168 мм зубчатый венец-шестерня 6 (рис. 12) для привода механизма уравновешивания. Венец прижат к бурту двумя шайбами 5. Перед установкой на коленчатый вал венец нагревают до температуры 150—180° С, после чего он свободно садится на посадочную поверхность вала. В этот момент коленчатый вал должен находиться в вертикальном положении, чтобы венец под собственным весом плотно прижимался к упорному бурту на коленчатом вале. При остывании венца и после установки прижимных шайб проверяют биение торца венца относительно крайних коренных шеек, которое не должно превышать 0,15 мм.

Коленчатый вал уплотняют каркасными самоподжимными сальниками. Передний сальник 5 (см. рис. 11) установлен в крышке картера шестерен и уплотнен по поверхности шкива коленчатого вала, задний сальник 36 запрессован в картер 39 маховика и уплотнен по наружной поверхности фланца коленчатого вала.

Вкладыши 21 и 28 шатунных и коренных подшипников коленчатого вала изготовлены из биметаллической сталеалюминиевой полосы с антифрикционным сплавом на основе алюминия. Вкладыши шатуна— тонкостенные (толщиной 2,5 мм), выполнены из антифрикционного сплава А0-20 (17—22% олова), коренные вкладыши — толстостенные (толщиной 5,5 мм), изготовлены из сплава ACM. Вся поверхность коренных вкладышей пролужена для лучшей приработки, лучшего прилегания к постели и устранения коррозии.

Верхние и нижние вкладыши шатуна взаимозаменяемы. Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников взаимозаменяемы только для широких опор коленчатого вала. Узкие коренные вкладыши отличаются тем, что в верхних есть маслоподводящая канавка, а в нижних ее нет.

 

 

 

 

 

 

Рис. 12. Коленчатый вал двигателя А-41:
1 — шплинт; 2 — резьбовая заглушка; 3 — болт М8Х16; 4 — замковая шайба; 5 — упорная шайба; 6 — венец-шестерня привода механизма уравновешивания; 7 — коленчатый вал; 8 — вкладыши шатуна; 9 — полукольцо упорного подшипника; 10 — вкладыши коренного подшипника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..