На шестицилиндровых двигателях устанавливают две взаимозаменяемые
головки, а на четырехцилиндровых двигателях — одну.
Головка цилиндров представляет собой отливку из специального
термостойкого чугуна, обработанную по всем шести плоскостям. Головку
цилиндров крепят к верхней плоскости блока шпильками, ввертываемыми в
тело блока цилиндров.
Внутренняя полость головки цилиндров образует водяную рубашку,
сообщающуюся через отверстия в нижней плоскости с водяной рубашкой блока
цилиндров.
На верхней плоскости головки цилиндров размещены детали клапанного и
декомпрессионного механизмов, а также форсунки цилиндров.
В нижней плоскости запрессованы седла 16 выпускных клапанов с натягом
0,045—0,105 мм. Головку перед запрессовкой седел рекомендуется нагреть
до температуры 90° С. Седла изготовлены из специального жаропрочного
чугуна с твердостью HRC 50—60 и термически обработаны.
Конструкция головки позволяет также расточить гнезда для запрессовки
ремонтных седел впускных клапанов.
В головке для каждого цилиндра расточены специальные отверстия, в
которые установлены стаканы 20 (рис. 10) форсунок, изготовленные из
латуни ЛC 59-1. Для уплотнения стакана между его нижним торцом и гнездом
в головке цилиндров установлена медная шайба 19 толщиной 0,3 мм, а в
верхней части стакан уплотнен резиновым кольцом 21. Гайку 22, крепящую
стакан, необходимо затягивать с усилием 9—11 кГ, приложенным к рычагу
длиной 1 м.
На заднем торце и на верхней плоскости головки просверлены
технологические отверстия, в которые установлены сферические заглушки 18
и 5.
Прокладка 1 (см. рис. 16) головки цилиндров служит для надежного
уплотнения газового стыка между блоком и головкой. Она изготовлена из
асбостального листа толщиной 1,5±0,1 мм. Отверстия в прокладке
окантованы листовой сталью толщиной 0,25 мм. Цилиндровые отверстия
окантованы листовой сталью толщиной
0,35 мм, сторона с более широкой окантовкой обращена к плоскости блока.
Перед установкой головки на блок цилиндров прокладки головки смазывают
сухим графитом или пастой из смеси сухого графита с дизельным маслом,
приготовленной в объемной пропорции 1:1.
Верхнюю полость головки цилиндров закрывают алюминиевым колпаком и
уплотняют паронитовой прокладкой толщиной 1,5 мм. Прокладку приклеивают
к плоскости колпака лаком-герметиком.