Глава 2. ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Глава 2. ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
 

 


БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41


Блок цилиндров является основной базовой корпусной деталью двигателя. Он представляет собой жесткую отливку из серого чугуна СЧ 21-40, объединяющую цилиндровую часть с картером двигателя. В блоке обработаны посадочные поверхности для установки гильз 1 (рис. 7) цилиндров, подшипников коленчатого вала, опор распределительного вала, картеров шестерен и маховика, головок цилиндров, поддона.

Отличие между блоками цилиндров шести- и четырехцилиндровых двигателей состоит лишь в том, что в каждом из них имеется 6 или 4 посадочных гнезда под гильзы цилиндров и 7 или 5 коренных опор под подшипники коленчатого вала. Блоки выполнены соответственно разной длины.

На четырехцилиндровых двигателях предусмотрены крепежные отверстия и площадки на нижней плоскости для установки механизма уравновешивания.

 

 

 

В верхней, цилиндровой, части блока цилиндров расположена водяная рубашка для охлаждения гильз цилиндров, ограниченная для каждого цилиндра поперечными стенками. Сбоку блока вдоль всей отливки проходит водораспределительный канал, по которому охлаждающая жидкость подается от водяного насоса к каждому из цилиндров через специально отлитые окна по оси гильз. Охлаждающая жидкость омывает гильзу равномерно, начиная с нижнего пояса гильзы от окна водораспределительного канала и кончая верхним 2, наиболее нагретым поясом гильзы, после чего вода через литые отверстия в верхней плите блока цилиндров перетекает в водяную рубашку головки цилиндров.

На верхней плоскости блока цилиндров установлены шпильки 3 и 4 крепления головки цилиндров (по 8 шпилек диаметром М16 на каждый цилиндр, равномерно попарно расположенных по периметру цилиндра).

Резьбовая часть под шпильки в блоке цилиндров начинается на расстоянии 28 мм от верхней плоскости, благодаря чему натяжение шпилек крепления головки не передается непосредственно посадочному бурту под гильзу цилиндров, что предотвращает деформацию гильз.

Неподвижную установку шпилек крепления головки в блок достигают не натягом по среднему диаметру резьбы, а посадкой шпильки с усилием на сбег резьбовой части гнезда в блоке.
 

 

 

 

Рис. 7. Блок цилиндров двигателя А-41:
1 — гильза цилиндра; 2 — верхний центрирующий пояс гильзы цилиндра; 3— большая шпилька крепления головки цилиндров; 4-—малая шпилька крепления головки цилиндров; 5 — отверстия для штанг толкателей; 6 — резьбовое отверстие для шпильки крепления головки цилиндров; 7 — боковой люк для установки толкателей; 8— площадка для крепления масляных фильтров; — отверстие для присоединения маслопровода; 10—крышка коренного подшипника; 11 — шпилька крепления коренного подшипника; 12—замковая шайба; 13—передняя плоскость для крепления картера шестерен; 14 — опора коленчатого вала; 15 — втулка передней опоры распределительного вала; 16 — фланец для крепления пальца промежуточной шестерни; 17 — главная масляная магистраль; 18—- плоскость для крепления водяного насоса; 19 — окно в водораспределительный канал.

 

 

 

 

 

Рис. 8. Сопряжение шпильки крепления головки цилиндров с блоком.

 

 

 

 

На резьбовом конце шпильки, вворачиваемом в гнездо блока, снята фаска длиной 6 мм под углом 18° (рис. 8), т. е. по форме заходной части метчика, обрабатывающего резьбовое отверстие в блоке. Шпильки можно завертывать вручную до конца резьбы, но при посадке на конус в конце резьбы гнезда шпильку необходимо затянуть ключом; момент затяжки 8—10 кГм.

Посадочные гнезда под установку гильзы цилиндров расположены в верхней и нижней плитах блока цилиндров.

Верхний посадочный пояс является также упорным: гильза своим буртом входит в точно обработанное углубление, выступая над плоскостью блока в пределах 0,065—0,165мм. Величину выступания проверяют без резиновых уплотнительных колец. На нижнем посадочном поясе под гильзу цилиндров имеется заходная фаска, выполненная под углом 30° для облегчения монтажа гильзы в сборе с уплотнительными резиновыми кольцами.

Соосность верхнего и нижнего посадочных поясов под установку гильз цилиндров выдерживают с высокой точностью для устранения повышенной деформации гильз цилиндров.

Блок цилиндров разделен поперечными перегородками на отсеки для цилиндра. В каждой из перегородок размещены расточки под коренные подшипники коленчатого вала и опоры распределительного вала. Перегородки снабжены ребрами для жесткости.

Каждую крышку коренного подшипника крепят двумя шпильками диаметром М22. Посадка их в гнезда блока подобна посадке шпилек крепления головки цилиндров.

Для повышения пригодности блока цилиндров к ремонту на Алтайском моторном заводе такую посадку шпилек крепления головок цилиндров и крышек коренных подшипников заменяют натягом по среднему диаметру резьбы. При этом величина момента затяжки шпилек может быть снижена. На крышке переднего коренного подшипника обработана площадка с двумя штифтами диаметром 5 мм и двумя шпильками М10 для крепления масляного насоса.

Задний коренной подшипник одновременно фиксирует коленчатый вал в продольном направлении. Для этого на торцовых его плоскостях сделаны кольцевые выточки, в которые вставляют упорные полукольца.

От проворачивания полукольца стопорят двумя штифтами, запрессованными в крышку коренного подшипника. Отверстия под коренные вкладыши в блоке растачивают в сборе с крышками коренных подшипников. Чтобы исключить их перестановку с одной опоры на другую и переворачивание на 180°, вертикальные посадочные плоскости крышек («замок») выполнены асимметрично относительно оси коленчатого вала и на каждой крышке выбивают порядковый номер, начиная с передней опоры.

Натяг в «замке» блока цилиндров и крышке коренного подшипника должен быть в пределах 0,096—0,208 мм.

Гайки крепления крышек коренных подшипников затягивают динамометрическим ключом. Момент затяжки 41—44 кГм.

В расточку для передней опоры распределительного вала, как наиболее нагруженной в сравнении с другими опорами, запрессована втулка из бронзы ОЦС-5-5-5, внутренний диаметр которой расточен соосно со всеми остальными опорами с точностью 0,03 мм.

С правой стороны вдоль всего блока просверлен канал — масляная магистраль, к которой косым сверлением подводится дизельное масло от масляного фильтра, крепящегося на фланце с левой стороны блока. От масляной магистрали системой масляных каналов масло подается к опорам коленчатого и распределительного валов. С левой стороны блока обработана плоскость, к которой крепят болтами опоры осей толкателей. К двум из опор подводится масло через каналы в блоке.
 

 

Механизм толкателей закрыт двумя взаимозаменяемыми штампованными крышками.

На шестицилиндровом двигателе А-01 и его модификациях с правой стороны установлен кронштейн для крепления топливного насоса. Площадку под установку топливного насоса радиусом 56 мм обрабатывают одновременно с поверхностями под подшипники коленчатого и распределительного валов. Поэтому, если необходимо заменить кронштейн топливного насоса, нужно отцентрировать ось площадки относительно оси валика привода топливного насоса с точностью до 0,4—0,5 мм (допускается биение до 0,8—1,0 мм).

В задней части по обеим боковым сторонам блока цилиндров выполнены две вертикальные площадки с установленными на них четырьмя шпильками М16 для крепления кронштейнов задней подвески двигателя к раме трактора (только для шестицилиндровых двигателей).

С передней части по обеим сторонам блока просверлено по два резьбовых отверстия М16 и одному отверстию под штифт 0 14 мм для крепления передней опоры двигателя.

Передний и задний торцы блока под крепление картера шестерен и картера маховика по конфигурации симметричны относительно оси цилиндров и унифицированы между собой, т. е. уплотнительные прокладки блока цилиндров с картером шестерен и картером маховика взаимозаменяемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..