Двигатель Д-300 (рис. 2 и 3) состоит из следующих основных частей:
корпуса с картером и крышкой коробки передач, кривошипно-шатунного
механизма, системы питания и смазки, системы зажигания, системы
охлаждения, системы регулирования частоты вращения, системы
механического запуска.
Корпус, двигателя состоит из двух половик, скрепленных восемью винтами
М8. Обе половины центрируются кольцевым замком. В задней половине
корпуса расположена коробка передач 19, к которой крепится винтами М6
крышка. Картер 16 соединяется с половиной корпуса кольцевым замком и
крепится к корпусу семью винтами М8.
Кривошипно-шатунный механизм. Вертикально расположенный цилиндр 3
крепится к картеру и корпусу двигателя, в которых на трех радиальных
шариковых подшипниках 13 лежит коленчатый вал 10. На выходе вала из
картера и корпуса двигателя установлены уплотнения 11.
На удлиненной полуоси вала крепится
маховик-вентилятор 20. На этой же полуоси находятся зубчатое колесо,
передающее вращение на магнето 24, и регулятор 25, автоматически
изменяющий мощность двигателя в соответствии с изменением нагрузки на
рабочую машину, поддерживая при этом постоянную частоту вращения.
На конце удлиненной полуоси посажена шестерня запуска 23, которая входит
в зацепление с зубчатым сектором стартера. Для облегчения запуска
двигатель снабжен декомпрессионным краником 2, расположенным на головке
1 цилиндра.
Для соединения двигателя с рабочей машиной вал имеет конус 1:10 со
шпонкой, цилиндрическую резьбу М18, зажимную гайку и контрящую шайбу.
В коробке передач полуось вала опирается на вспомогательный подшипник
22, исключающий вибрации, удлиненной полуоси вала и предохраняющий вал
от прогиба под действием усилий, которые возникают при запуске.
Система питания и смазки. Конструкцией двигателя предусмотрена смазка
кривошипно-шатунного механизма за счет смазывающих свойств горючей
смеси, поэтому для работы двигателя применяется питание не чистым
бензином, а в смеси с маслом в пропорции 1 объемная доля масла на 25
объемных долей бензина, например:
40 см3 масла на 1 л бензина;
200 см3 масла на 5 л бензина;
400 см3 масла на 10 л бензина;
800 см3 масла на 20 л бензина.
Перед заливкой в бензобак топливную смесь необходимо тщательно
перемешать. Из бензобака через кран подачи топливной смеси с фильтром
смесь по бензопроводу поступает в карбюратор, а оттуда горючая смесь
через всасывающий патрубок поступает в цилиндр двигателя.
Бензобак объемом 5,5 л изготовлен из листовой стали, горловина для
залива топливной смеси закрывается специальной крышкой с замком.
Бензобак крепится к корпусу вентилятора двумя стяжными бандажами.
На правильность и своевременность смазки должно быть обращено самое
серьезное внимание, даже кратковременное отсутствие или недостаточность
смазки может привести к аварии двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм смазывается горючей
смесью. Коробка передач и регулятор частоты вращения смазываются
отдельно от остальных частей двигателя.
В корпус регулятора через отверстие под сапун наливается масло,
применяемое для смазки двигателя, до уровня контрольного отверстия в
крышке коробки передач (отверстие закрыто пробкой и открывается лишь для
проверки уровня масла).
Через 40-50 ч работы двигателя следует проверять
уровень масла. Для этого необходимо вывернуть пробку контрольного
отверстия и, если масло не течет, подлить свежего до появления течи, а
затем закрыть контрольное отверстие.
Кран с фильтром привинчен непосредственно к бензобаку (фильтр является
деталью крана). Если рукоятка крана расположена вертикально, то подача
топливной смеси в карбюратор прекращается. Если рукоятка крана стоит на
метке «О», топливная смесь течет по удлиненной трубочке крана в
отстойник, где осаждаются находящиеся в ней посторонние частицы и вода,
а затем походит через мелкую сетку, которая задерживает более легкие
посторонние тела. Отфильтрованная топливная смесь поступает отсюда через
бензопровод в поплавковую камеру карбюратора.
Если рукоятка крана стоит на метке «Р», топливная смесь поступает в
отстойник через лежащую ниже трубочку фильтра. Назначение резервного
положения крана состоит в том, чтобы без перерыва в работе можно было
производить пополнение топливной смеси.