Двигатель Д-300 работает по двухтактному циклу с двухканальной
возвратной продувкой цилиндра горючей смесью (рис. 1).
Цилиндр и кривошипная камера двигателя представляют собой один объем,
разделенный поршнем на две части: верхнюю и нижнюю, сообщающиеся
перепускными каналами. При движении поршня 4 вверх в кривошипной камере
создается разрежение, под действием которого через всасывающий канал 5
из карбюратора начинает поступать смесь воздуха с бензином и маслом
(горючая смесь). Когда поршень находится в верхней мертвой точке
(ВМТ), всасывающий канат открыт полностью.
При движении поршня вниз всасывающий канат постепенно закрывается и
поступившая в кривошипную камеру горючая смесь сжимается. При дальнейшем
движении поршня вниз его верхняя кромка постепенно открывает верхние
окна перепускных каналов; при достижении поршнем нижней мертвой точки (НМТ)
эти окна полностью открываются, а специальные отверстия, имеющиеся в
нижней части поршня, совпадают с нижними окнами тех же каналов. Верхняя
и нижняя части объема соединяются, и горючая смесь, сжатая в кривошипной
камере, переходит через поршень 4 в цилиндр 3, т.е. происходит
наполнение цилиндра горючей смесью. При следующем ходе вверх поршень
закрывает окна перепускных и выхлопных каналов и в цилиндре над поршнем
горючая смесь сжимается, а под поршнем повторяется описанный выше
процесс. В конце хода поршня вверх, когда он не доходит 2,5- 4.5 мм до
ВМТ, между электродами запальной свечи возникает электрическая искра, от
которой смесь воспламеняется. При сгорании смеси создается повышенное
давление газов (около 3 МПа), под действием которых поршень начинает
двигаться вниз, совершая полезную работу, и его верхняя кромка открывает
выхлопное окно, через которое отработавшие газы выходят через выхлопной
канал 1 в атмосферу.
В это время давление над поршнем резко падает. Поршень, двигаясь к НМТ,
открывает верхние окна перепускных каналов, и сжатая в кривошипной
камере горючая смесь устремляется в цилиндр, выталкивая остатки
отработавших газов. Весь рабочий процесс происходит за один оборот
коленчатого вала.
Рис. 1. Схема работы двигателя 1 - выхлопной канал;
2 - головка цилиндра; 3 - цилиндр;
4 - поршень; 5 - всасывающий канал