19.2. Виды форм расследования преступлений

  Главная      Учебники - Криминалистика     Криминалистика. (Савельева М.В., Смушкин А.Б.) - 2009 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

19.2. Виды форм расследования преступлений. Характеристика отдельных форм расследования

Формы организации деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений можно разделить на непроцессуальные и процессуальные виды.

К процессуальным видам следует отнести следственную группу и следственную группу с привлечением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 

 

Непроцессуальные виды организации включают в себя такие формы организации, как следственно-оперативная группа, организация работы по территориальному принципу (участковой системе), специализация следователей.

Групповой метод при производстве расследования получил название и реализацию в форме создания следственной группы.

В соответствии со ст. 163 УПК РФ следственная группа может быть создана по решению руководителя следственного органа (ранее - прокурора либо начальника следственного отдела) при наличии одного из условий: 1) особой сложности расследования уголовного дела; 2) большого объема расследования; 3) соответствующего постановления, в котором должен быть приведен весь состав группы и указан руководитель следственной группы.

Для следственной группы характерны использование коллективных усилий следователя и сотрудников органа дознания для раскрытия, расследования и предупреждения конкретного преступления или ряда конкретных преступлений, наличие руководителя группы, обусловленность сложностью или большим объемом уголовного дела.

Практикой выработана и другая форма организации, касающаяся организации взаимодействия следователей с органами дознания, оперативными службами, - создание следственно-оперативных групп. Руководителем следственно-оперативной группы должен быть следователь, поскольку он принимает основные тактические и процессуальные решения, определяющие весь ход совместной работы.

Следственно-оперативная группа - это форма организации расследования, предполагающая совместную, согласованную деятельность следователей, оперативных сотрудников и иных лиц, объединенных под единым руководством следователя, и направленная на расследование преступлений50.

Создание следственно-оперативной группы осуществляется путем издания двух документов:

1) приказа, определяющего руководителя группы, ее состав, цель создания группы, порядок контроля за ее работой, материально-техническое обеспечение ее деятельности. В приказе целесообразно также предусмотреть освобождение членов группы от всех иных видов работы, которая им была поручена до этого момента, и запрет отвлекать их для выполнения заданий, не связанных с достижением целей, поставленных перед следственно-оперативной группой;

2) постановления о создании следственно-оперативной группы с указанием членов группы (данный документ приобщается к уголовному делу).

Практика деятельности органов внутренних дел и прокуратуры выработала различные формы организации работы следственно-оперативных групп.

Для выезда на места происшествия:

- разовые следственно-оперативные группы;

- дежурные (как правило, в течение суток) следственно-оперативные группы;

- постоянно действующие специализированные следственно-оперативные группы для выезда на места происшествий;

- следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений "по горячим следам";

- постоянно действующие следственно-оперативные группы для оказания методической помощи при осмотре мест происшествия по наиболее сложным уголовным делам (например, по пожарам и взрывам).

Для расследования отдельных уголовных дел или группы взаимосвязанных уголовных дел: следственно-оперативные группы городских, районных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте; межведомственные следственно-оперативные группы с участием следователей различных ведомств; "фильтрационные" следственно-оперативные группы, создаваемые при проведении комплексных операций в особых условиях расследования; в их задачу входит проверка причастности доставляемых лиц к совершению тех или иных преступлений.

Для расследования определенных категорий преступлений, которые могут быть и не связаны между собой: постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений, совершаемых в условиях неочевидности; оперативно-зональные группы, включающие сотрудников различных служб, за которыми закреплена определенная территория; следственно-оперативные группы по раскрытию преступлений прошлых лет, создаваемые на уровне МВД,УВД,УВДТ. Задачами организации подобных групп являются аналитическая работа по всем преступлениям данной категории, осуществление контроля и координации работы всех следователей, у которых в производстве находятся приостановленные уголовные дела; координационные следственно-оперативные группы, осуществляющие аналитическую работу по раскрытию органами и подразделениями определенных категорий преступлений; следственно-оперативные группы, обеспечивающие раскрытие и расследование преступлений на определенных объектах.

Исходя из анализа законодательства можно прийти к выводу о том, что еще одним видом

 

организации является следственная группа с привлечением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 163 ч. 2) предусматривает, что к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Отсутствие в законе процессуального наименования данной формы организации деятельности создает дискуссионную базу (следует различать оперативноследственную группу и следственную группу с привлечением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) для разночтения в наименованиях и уяснения сущности данных форм организации расследования.

Обоснованное мнение по данному вопросу высказано И.П. Можаевой и В.В. Степановым. Данные ученые полагают, что ст. 163 УПК РФ не дает основания делать вывод о наличии такого процессуального вида организации формы деятельности, как оперативно-следственная группа. Привлечение к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, не является ключевым для признания процессуальной легитимности следственно-оперативной группы (СОГ). Оперативное сопровождение расследования осуществляется и тогда, когда расследование ведется одним следователем. Однако это не превращает данное сотрудничество в следственнооперативную группу*(51).

Участковая система - это форма организации деятельности, обусловленная административнотерриториальным устройством территории, при которой за следователем закрепляется определенный участок и следователь в соответствии с подследственностью расследует все совершаемые на этом участке преступления, выявляет причины и условия совершения преступлений, принимает меры по их устранению.

Участковая форма организации позволяет следователю владеть достаточно полной информацией о своей территории, жителях, организациях и т.д.; лучше и оперативнее взаимодействовать в процессе расследования с соответствующими контролирующими, инспектирующими и иными органами, находящимися на подведомственной территории, взаимодействовать и эффективнее устанавливать контакт с местным населением; осуществлять координацию взаимодействия с органами дознания, которые обслуживают подведомственную территорию; прогнозировать развитие криминогенной обстановки (роста преступности) на своем участке.

Данная форма организации подразумевает учет таких принципов, как территориальный принцип, обусловленность введения участковой системы состоянием и характером преступности в районе, принцип целесообразности введения участковой системы, персонификация ответственности следователя за состояние преступности на закрепленном участке, принцип учета личностных и профессиональных качеств следователя и повышения инициативы следователя, принцип обеспечения постоянного контакта следователя с другими органами.

Участковая система организации деятельности в основном применима к деятельности следственных подразделений городского или районного звена. В следственных управлениях и отделах МВД, УВД областей за следователями закрепляются нижестоящие следственные подразделения, что можно рассматривать как своего рода участки.

Специализация в организации при расследовании предполагает такую форму работы следователя, когда он расследует дела определенных категорий. В частности, следователи специализируются по делам о преступлениях против личности и общественной безопасности, преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлениях в экономической сфере и др.

Специализацию можно определить как форму организации криминалистической деятельности следователя, предполагающей ее оптимизацию при достижении наибольшего эффекта за счет высокой профессиональной подготовки и квалификации следователя.

Необходимым условием для применения данной формы организации расследования является наличие в следственном подразделении такого количества следователей, которое позволяло бы реализовывать специализацию в полном объеме, поскольку нехватка специалистов приведет к тому, что специализация в следственных подразделениях может быть обеспечена частично.

Специализация может быть абсолютной (осуществляться по одной категории уголовных дел) или относительной (проводиться по группе преступлений, однородных по методике расследования). Как правило, на практике реализуется относительная специализация*(52).

Рекомендуемая литература

Совместный приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, ДНП России от 22 мая 1995 г. N 32/199/73/278 "Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для

 

пресечения и раскрытия деятельности организованных преступных групп".

Указание Генеральной прокуратуры РФ, МВД России от 2 июня, 2 августа 1993 г. N 315-16-93, 1/3452 "О введении в действие Типовой инструкции работы постоянно действующих следственнооперативных групп по раскрытию убийств".

Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений (утв. приказом МВД России N 334 от 20 июня 1996 г.).

Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. - М., 2000. С. 495500.

Зеленский В.Д. Организация расследования преступлений. Криминалистические аспекты. -Ростов, 1989.

Можаева И.П., Степанов В.В. Организационные основы деятельности следователя по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. - М., 2007.

Седова Г.И., Степанов В.В. Дознание: функции и организация деятельности: Учеб. пособие. - М.,

2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..