Применение смазки между трущимися поверхностями в часовом механизме
обеспечивает более постоянные потери на трение в часовых механизмах и
большую стабильность хода часов. Наличие смазки снижает износ трущихся
поверхностей и повышает срок службы часового механизма.
2.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СМАЗКИ ЧАСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ
Условия смазки часовых механизмов резко отличаются от условий смазки
машин, станков и т. п.
В последних случаях масло систематически обновляется, заменяется свежим.
Масло находится в специальных, чаще всего закрытых резервуарах, и
дозировка масла производится ориентировочно, так как требуется только,
чтобы масла было достаточно.
При смазке часовых механизмов масло вносится в очень малых и вполне
определенных дозах только 1 раз и оно должно сохраняться в течение
нескольких лет без обновления и замены.
При неправильно выполненной смазке, при наличии засорения масла, его
загустевании или растекании последует повышение трения и износа, что
приведет к падению амплитуды колебаний баланса и к нарушению точности
показаний часов, а затем и к полной остановке часового механизма.
Если учесть также, что места смазки в часовом механизме открыты, в часах
нет ни специальных масленок ни маслопроводных трубок, как обычно в
машинах и станках, то понятно почему предъявляют такие высокие
требования к качеству часовых масел и к выполнению операции смазки.
Для смазки часовых механизмов на наших заводах применяются специально
приготовленные часовые масла. Эти масла подбирают по их
физико-химическим свойствам для различных условий работы. Так например,
для работы в условиях низких температур предназначаются особые сорта
масел. В зависимости от величин давлений и скоростей трущихся элементов
механизмов, а также в зависимости от материала смазываемых поверхностей
так же пользуются различными типами масел.