УСТАНОВКА БАЛАНСА СО СПИРАЛЬЮ В ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ. ОСТАНОВКА НА ИМПУЛЬСЕ И НА ПОКОЕ

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Анкерный спуск. Описание конструкции и сборки (Беляев В.Н.) - 1951 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68 

 

 

 

ЧАСЫ «ПОБЕДА», «ЗВЕЗДА», «САЛЮТ»

 

 

 

XIV.

УСТАНОВКА БАЛАНСА СО СПИРАЛЬЮ В ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ. ОСТАНОВКА НА ИМПУЛЬСЕ И НА ПОКОЕ

Мы не будем здесь перечислять всех правил установки системы баланс — спираль в часовой механизм, так как эта работа относится к операциям «пуск часов в ход» и регулирование».

Разберем только основные положения, непосредственно связанные с работой спуска.

При постановке баланса в часовой механизм нужно, во-первых, чтобы эллипс оказался с той стороны, на которой находится хвост вилки, иначе возникает такое же положение, как при преждевременной переброске вилки («заскок»), и часы, конечно, не пойдут.

Выше уже упоминалось, что когда баланс находится в положении равновесия, эллипс должен быть расположен на линии спуска. Этому положению баланса соответствует такое положение вилки и колеса, когда острие зуба последнего находится на плоскости импульса налеты.

Заметим, что у правильно собранного часового механизма

после окончания действия заводной пружины детали спуска, остановившись, займут следующее положение: эллипс— на линии

спуска, вилка — на середине расстояния между ограничительными штифтами, острие зуба колеса — на плоскости импульса одной из палет.

Если механизм в порядке, то при заводке пружины вновь работа спуска начнется с передачи импульса балансу.

Иногда при заводке часы сразу не пойдут. Импульс не будет передан балансу, несмотря на то, что зуб колеса находится на плоскости импульса палеты. Тако-го рода остановку называют остановкой на импульсе.

На фиг. 91 показано положение остановки часового механизма на импульсе. Вследствие недостаточного окружного- усилия на анкерном колесе, вызванного слабой пружиной или чрезмерными потерями в зубчатых зацеплениях и при наличии сильной спирали, усилие Р, передаваемое анкерным колесом через вилку на эллипс, уравновешивается противодействием спирали К, и часы без внешнего воздействия (толчок, поворот, встряхивание) не пойдут.

Такое явление можно заметить при начале заводки пружины.

Когда пружина в результате заводки начнет сообщать большее усилие анкерному колесу, то сила Р станет больше силы К, и остановка на импульс преодолевается.

Отметим некоторые причины остановки на импульсе. Наиболее часто встречающейся причиной является неправильная установка спирали на балансе. Этот дефект легко исправить: для этого следует повернуть на оси баланса колодку спирали в нужном направлении. Колодка имеет прорез, вводя в который специальный нож (фиг. 92), можно колодку со спиралью повернуть на оси баланса. Эта операция выполняется на балансе, вынутом из часового механизма.

 

 

 

 

Фиг. 91. Остановка на импульсе

 

 

 

 

 

 



В некоторых случаях на ободе баланса сверху ставится .метка, против которой устанавливается колонка спирали. Таким образом обеспечивается более правильное положение спирали но отношению к балансу.

Остановку на импульсе могут вызвать также заедания эллипса в пазу вилки, плохая отделка импульсных плоскостей, неправильная дозировка часового масла, его высыхание или загустевание.

В ремонтной практике могут встретиться следующие случаи остановки часов на импульсе . Если поставлен слишком массивный баланс, то для получения нужного периода придется применить более сильную спираль. В этом случае при заводке часов усилие при импульсе может оказаться недостаточным для преодоления силы спирали, и зуб анкерного колеса будет задерживаться перед концом импульса. В этом случае часы чаще всего начинают ходить только тогда, когда пружина почти полностью заведена.

Отмеченный выше дефект еще более усугубляется, если пружина имеет недостаточный момент, или при дефектах в зацеплениях зубчатых колес, вызывающих увеличение трения и потерь энергии.

Проверку наличия остановки на импульсе можно производить двумя способами.

Первый способ: спустить полностью заводную пружину, дать успокоиться балансу постепенно, не встряхивая часы; начать заводить пружину, и если часы не пойдут после нескольких оборотов заводной головки, то имеется остановка на импульсе.

Второй способ: искусственно затормозить баланс и поставить детали спуска в такое положение, при котором эллипс находился бы в пазу вилки, а зуб анкерного колеса

не сошел полностью с импульсной плоскости палеты. Такое положение занимают детали спуска в конце импульса.

 

 

 

Фиг. 92. Нож для поворачивания колодки волоска на оси баланса.

 

 

 



После того, как будет отпущен баланс при наличии остановки на импульсе часы не пойдут.

В часовой практике встречается также остановка на шкое.

Остановка на покое имеет место в том случае, когда силы спирали 'недостаточны для того, чтобы произвести освобождение спуска. При этом зуб колеса задерживается в конце плоскости покоя палеты, не переходя на импульсную плоскость.

Первой причиной остановки на покое является неправильная установка спирали. На фиг. 93 показана остановка часов по этой причине.

Вследствие того, что эллипс при равновесном положении смещен от линии спуска на угол А, спираль не производит освобождения вилки, часы не пойдут при заводке, если они остановились на покое, и чем больше будем заводить пружину, тем больше будет действие притяжки и меньше вероятность, что часовой механизм начнет работать без встряхивания.

Остановку на покое могут также вызвать чрезмерно- глубокий спуск и большие углы притяжки, плохая обработка плоскости покоя, загустевание или засыхание смазки, увеличение трения в деталях спуска и другие причины.

При ремонте часов могут быть случаи остановки на покое ©следствие неправильного подбора баланса и опирали. Когда баланс легкий и спираль слабая, то при заводной пружине с большим крутящим моментом может быть обнаружена остановка на покое.

Проверка остановки на покое производится следующим образом. Если в результате полного спуска заводной пружины часы остановились и детали спуска оказались не на импульсе, а в положении покоя, то, следовательно, часы имеют этот дефект.

Искусственная остановка на покое производится так: баланс затормаживается и медленно поворачивается от

 

руки до тех пор, пока детали спуска не займут положения конца освобождения. Если освободить баланс, то при наличии остановки на покое часы не пойдут.

Нужно заметить, что у очень многих конструкций часов можно вызвать искусственную остановку на покое в середине завода пружины, а тем более при полном заводе, когда действие притяжки наибольшее. Такую остановку нельзя считать дефектом часов.

Требуется, чтобы не было остановки на покое при начале заводки пружины, а если часы пошли, то совершенно исключена их остановка на покое.

Проверку остановки на импульсе и на покое нужно обязательно проверить на входной и выходной палетах. Если остановка имеется только на одной палете, на другой же остановки нет, то можно почти с уверенностью утверждать, что причиной остановки является ««правильная установка спирали по отношению к балансу.

 

 

 

 

Фиг. 93. Остановка на покое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68