НАРУШЕНИЕ ПРЕДОХРАНЕНИЙ. СПОСОБ ПРОВЕРКИ ПРЕДОХРАНЕНИЙ АНКЕРНОГО СПУСКА ЧАСОВ

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Анкерный спуск. Описание конструкции и сборки (Беляев В.Н.) - 1951 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ЧАСЫ «ПОБЕДА», «ЗВЕЗДА», «САЛЮТ»

 

 

5.

НАРУШЕНИЕ ПРЕДОХРАНЕНИЙ. СПОСОБ ПРОВЕРКИ ПРЕДОХРАНЕНИЙ АНКЕРНОГО СПУСКА ЧАСОВ



Ввиду того, что в момент предохранения копье на некоторый промежуток времени касается движущегося ролика или рожки касаются движущегося эллипса, незначительные риски и неровности на поверхности предохранительной части ролика, грубая отделка конца копья и рожков вилки могут привести к увеличению трения между предохраняющими деталями. В результате этого (произойдет увеличение потерь энергии баланса и изменение периода его колебаний.

Особенно следует считать недопустимым биение предохранительной части ролика, которое приводит к изменению зазора между копьем и роликом при различных положениях последнего.

Рассмотрим один случай нарушения предохранения, называемый «заскоком».

Если копье чрезмерно короткое или, если вследствие больших вертикальных и боковых зазоров у цапф осп вилки и баланса оно вышло за пределы предохранительной части ролика, пройдя в момент предохранения выше или ниже его, то анкерная вилка может получить преждевременный импульс. Вследствие того, что анкерная вилка будет перекинута к противоположному ограничительному штифту, эллипс ударится о рожок вилки (фиг. 60) и неизбежно произойдет остановка, а возможно и повреждение часов из-за поломки эллипса.

Проверка правильности действия предохранительных устройств спуска производится следующим образом.

Баланс искусственно затормаживается в каком-либо положении при прохождении дополнительной дуги. Вилка осторожно отводится от ограничительного штифта так, чтобы копье касалось предохранительной части ролика

 

(фиг. 61). Затем баланс медленно и осторожно поворачивают от руки к положению равновесия. При этом проверяется положение острия зуба колеса на плоскости покоя палеты. В тот момент, когда копье войдет в выемку ролика, оно утрачивает свою предохранительную роль. К этому моменту (фиг. 62) эллипс и рожки должны оказаться в таком положении, чтобы был обеспечен переход предохранения от копья и предохранительной части ролика к эллипсу и рожкам.

 

 

 

Фиг. 60. Преждевременный переброс анкерной вилки при нарушении предохранения у копья.

 

 

 

 


Фиг. 61. Проверка предохранений.

 

 

 

Здесь уместно напомнить, что если зазор у копья больше зазора между эллипсом и рожком, то произойдет «наскок» эллипса на рожок.

Для лучшего понимания действия предохранений приведем примеры их нарушений, которые бывают в ремонтной практике.

Если выемка в предохранительной части ролика больше, чем положено (фиг. 63) или эллипс смещен по отношению выемки (фиг. 64), то может произойти «наскок».

Смещение эллипса по отношению выемки может привести к тому, что в момент освобождения копье заденет за край выемки ролика (фиг. 65). При этом работа спуска будет нарушена. Следует отметить, что, кроме смещения отверстия под эллипс в ведущей части ролика, такие же последствия может вызвать наклонное положение эллипса. Для наглядности на фиг. 63—65 изображение этих дефектов преувеличено.

 

 

 

 

Фиг. 62. Проверка перехода предохранений

 

 

 

 


Фиг. 63. Наскок эллипса на рожок при чрезмерно большой выемке в предохранительной части двойного ролика

 

 

 

 

Фиг. 64. Наскок эллипса на рожок при смещении положения эллипса по отношению к выемке в предохранительной части двойного ролика.

 

 

 

 


Фиг, 65. Наскок копья на грань паза вилки в предохранительной части ролика при смещенном положении эллипса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиг. 66. Положение деталей спуска при обратном переводе стрелок.

 

 

 

Фиг. 67. Заклинивание спуска при обратном переводе стрелок

 

 

 

 

Этот метод проверки предохранительных устройств, известен под названием проверки, «на обратный ход».

При обратном переводе стрелок часов, особенно' новых, благодаря наличию значительного трения между минутни-ком и осью центрального колеса возникают силы, противодействующие заводной пружине и не только равные, но и превосходящие те, которые она развивает.

 

В результате колесная система часового механизма начинает вращаться в обратную сторону — отсюда и происходит термин «обратный ход». Создается положение, изображенное на фиг. 66. Зуб колеса тыловой стороной давит на палету, вращая вилку в направлении, показанном стрелкой. Копье прилегает к предохранительной части ролика, который вместе с балансом по инерции продолжает совершать колебательное движение. Таким образом, при обратном переводе стрелок могут быть обнаружены те же дефекты в предохранительных устройствах спуска, как и при только что описанном приеме проверки. Условия создаются одинаковые.

При обратном переводе стрелок часов может возникнуть положение, изображенное на фиг. 67. Баланс, совершавший колебания со значительной амплитудой, посредством

эллипса поворачивает анкерную вилку, и выходная налета своим задним ребром ударяется о тыловую сторону зуба анкерного колеса, которое вращается при переводе стрелок в обратную сторону.

Здесь нужно упомянуть о скруглении задних ребер палет. Если на задних ребрах палет нет притупления или тыловая сторона зуба грубо обработана, может произойти так называемое «заклинивание» спуска: палета будет удерживаться зубом, а зуб — палетой, и часы остановятся. Заклинивание происходит чаще в тех случаях, когда анкерное колесо сделано не из стали, а из латуни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..