Чистка механизма часов заключается в том, чтобы с деталей механизма
счистить загустевшее масло и грязь. Для этого все детали промывают в
бензине.
Чистят детали последовательно по порядку номеров разборной карты. Каждую
деталь берут с соответствующей клетки, обрабатывают ее и кладут опять на
ту же клетку разборной карты. Если большие детали, такие, как платины,
погон, вилка не помещаются в бензиннице, то их следует чистить щеткой,
смоченной в бензине, а затем протереть чистой тряпкой и щеткой.
Колеса и мелкие детали должны находиться в бензине в зависимости от
степени загрязненности. Чем больше загрязнена деталь, тем дольше она
должна лежать в бензине. Бензин, в котором находились сильно замасленные
детали, следует сливать и заменять чистым.
Деталь, вынутую из бензина, кладут на тряпочку или папиросную бумагу и
чистят щеткой.
При чистке щеткой деталь, завернутую в тряпку или папиросную бумагу,
держат в левой руке (см. рис. 26).
Иногда на деталях часов имеется налет коррозии. В таких случаях следует
счищать коррозию с деталей мелкозернистой наждачной бумагой или острием
грабштихеля (в зависимости от места нахождения коррозии) и заполировать
нулевой наждачной бумагой.
Счистить коррозию можно и другим способом: на точильный камень налить
немного машинного масла и заточить лезвие ножа (в течение 3—5 мин),
масло смешается с мельчайшей пылью камня, образуется смесь, которой при
помощи чурки зачищают места с коррозией. При такой чистке снимается
коррозия и полируется деталь.
Если имеется зеленый крокус, то его также смешивают с маслом и этой
смесью чуркой очищают коррозию. После такой чистки деталь промывают в
бензине, протирают тряпкой и чистят щеткой.
Грязную заводную пружину промывают в бензине, а затем, положив ее на
стол, протирают стенки с обеих сторон тонкой тряпкой, навернутой в
два-три слоя на тонкую палочку.
Протирать начинают от внутреннего конца к наружному. Если пружина сильно
загрязнена, то ее следует еще раз протереть. После протирки пружину
чистят щеткой и протирают тряпкой, слегка пропитанной в масле.
При чистке пружину не следует вытягивать, так как
это приводит к быстрой поломке ее при работе.
Отверстия в платинах очищают с двух сторон заостренным концом чурки.
Грязь с чурки снимают стеклышком. Отверстия нужно чистить до тех пор,
пока чурка не будет чистой.
Углубления и гнезда для масла должны быть чистыми и гладкими. Для этого
чурку срезают в виде перового сверла, наматывают на нее вату с крокусом
и полируют гнезда. Чуркой также чистят отверстия на барабанах, в крышках
барабанов и зубья трибок.
На этом чистка деталей механизма часов заканчивается.