Сборку механизма часов следует производить осторожно, чтобы не согнуть
цапфы осей.
Сборку начинают со вставки пружины (рис. 47) (если она была снята).
Кладут платину на стол и отверстием наружного конца пружины зацепляют
крючок. Затем правой рукой виток за витком заводят пружину на место, а
левой держат платину и большим пальцем поддерживают заведенные витки,
чтобы они не выскакивали. При вставке пружину не следует изгибать в
противоположную сторону, иначе при работе она может быстро лопнуть.
Затем переходят к сборке колесной передачи (см.
рис. 46). Колеса собирают на подставке. Кладут на подставку платину с
колонками и устанавливают на нее колеса на соответствующие им места в
следующем порядке:
Затем осторожно, не сбивая установленные колеса и пружину, кладут вторую
платину отверстиями на колонки (достаточно, чтобы вошли только две
колонки в отверстия платины).
Временно легко закрепляют двумя гайками верхние колонки (в местах
крепления моста анкерной вилки) и пинцетом вставляют цапфы осей колес в
отверстия, прижимая левой рукой платину, чтобы она села на все цапфы
колес и колонки.
Устанавливают заводное колесо. Для этого ось его с крючком осторожно,
чтобы не выскочили первые витки пружины,
вставляют в середину пружины и заводят крючок вала
в отверстие внутреннего конца пружины. При повороте вала против часовой
стрелки крючок вала должен войти в отверстие. Чтобы -проверить это,
необходимо на один оборот повернуть заводное колесо.
Затем устанавливают мост заводного колеса. Для этого на нижние колонки
надевают муфты, ставят мост и закрепляют нетуго гайками.
После сборки механизма хода (см. рис. 44) приступают к сборке
подциферблатных стрелочных колес. Предварительно дают масло на ось
центрального колеса и надевают на нее минутную трибку. Следует отметить,
что минутная трибка должна надеваться на ось плотно, чтобы обеспечить
движение трибки вместе с осью. Если трибка свободно надевается на ось,
то нужно трубку минутной трибки сдавить круглозубцами и снова .поставить
на место.
Далее устанавливают вексельное колесо 3 с трибкой и часовое колесо 1.
Вексельное колесо закрепляют замковой шайбой, которую устанавливают на
шейку оси осторожно, чтобы не сломать. После этого к механизму
прикрепляют полочку винтами с шайбой. Ее устанавливают на место точно по
сделанным при снятии полочки рискам.
После установки вексельного и часового колес устанавливают вилку (см.
рис. 43).
Для установки вилки отвертывают две гайки, навинченные временно на
верхних колонках, смазывают маслом обе стороны скобы (якоря) вилки,
устанавливают ее и мост на место и закрепляют гайками на колонках. При
сборке мост должен встать на место по рискам, сделанным при разборке
часов.
Затем устанавливают циферблат. Предварительно смазав маслом все цапфы,
находящиеся под циферблатом, вставляют ножки в гнезда, закрепляют их
штифтами, которые вставляют плоскогубцами и слегка загоняют молоточком.
После этого приступают к установке стрелок. Вначале устанавливают
часовую стрелку. Ее слабо закрепляют против цифры 12, а затем
устанавливают также против цифры 1,2 минутную стрелку. Если часовая
стрелка окажется сдвинутой, ее нужно подвинуть к цифре 12. Затем стрелки
закрепляют шайбой с гайкой.
Далее устанавливают погон 1 (см. рис. 43). В прорезь вилки вставляют
стержень погона и закрепляют на кронштейне моста погон штифтом 4.
После этого смазывают маслом на задней платине все цапфы оси.
Собранный механизм вставляют в корпус и прикрепляют полочку винтами к
корпусу, а затем к механизму подвешивают маятник.
Собранные часы вешают на стену и пускают в ход.
Погон; должен стоять почти в середине вилки. Если он отклонен от
середины, то его следует немного подогнуть или отрегулировать, корпусом,
подкладывая под него сверху или снизу кусок, картона.
Корпус часов должен висеть на стенке ровно, и удары хода должны быть
ритмичными.
Следует обратить, внимание на положение корпуса. Если-корпус висит
криво, а ход ритмичный (ровный), то в этих случаях следует задержать
скобу (якорь) и выгнуть легко анкерную вилку в сторону, куда смещен низ
корпуса. Если линза маятника трет о заднюю стенку корпуса, следует
установочные боковые винты корпуса отвинтить настолько, чтобы корпус
приблизился к стенке, или подложить сверху между стенкой и корпусом
картонку, чтобы отодвинуть, насколько это необходимо, корпус от стены.
Установленные на стене часы следует закрепить, чтобы они во время завода
не сдвигались с места. Для этого на корпусе должны быть винты,
упирающиеся в стену, если их нет, то следует по бокам корпуса в стену
вбить гвоздики или-на стене сделать метки карандашом по краям корпуса в
виде-линии.