содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
БУДИЛЬНИКИ
Отечественная промышленность выпускает будильники (рис. 30) с механизмом
различных типов. Наряду с будильниками крупного размера выпускаются
малогабаритные со штифтовым или обычным анкерным ходом.
Характерной особенностью будильника является наличие сигнального
устройства; он имеет два самостоятельных отдельных механизма — механизм
хода и механизм звона, работающие независимо друг от друга, но
согласованно по времени. Будильники бывают с боковой или с центральной
сигнальной стрелкой. Звуковоспроизводящие детали могут быть расположены
как внутри корпуса, так и снаружи.
В данном разделе описывается только специфическая особенность механизма
звона, так как механизм хода будильника ничем не отличается от механизма
хода настольных часов, который описывается в разделе «Настольные часы».
Рис. 31 знакомит читателя с деталями механизма будильника.
МЕХАНИЗМ БУДИЛЬНИКА
Механизм будильника состоит из следующих деталей:
заводного колеса; заводной пружины; трибки со скобочным колесом; якоря с
молоточком; сигнального валика; сигнального колеса с муфтой и штифта.
Сигнальный валик (см. рис. 31) 16 состоит из пружины, гайки, контр-гайки
и шайбы.
Рис. 30. Общий вид будильника
Сигнальное колесо с муфтой с косым срезом надето на
сигнальный валик с подциферблатной стороны механизма. Под сигнальным
колесом установлена пружина-защелка.
Штифт 2 (см. рис. 34) установлен в отверстии валика над сигнальным
колесом, а над штифтом на конце сигнального валика надета сигнальная
стрелка.
Сигнальный механизм связан с ходом будильника через сигнальное колесо,
находящееся в зацеплении с трибкой вексельного колеса. Сигнальное колесо
вместе с муфтой прижаты к штифту пружиной-защелкой, находящейся под
сигнальным колесом. Конец пружины-защелки немного отогнут вниз для
упора в короткий стержень боевого молотка в момент
прекращения сигнала.
При подходе часовой стрелки к указанному сигнальной стрелкой времени
сигнальное колесо под давлением пружины-защелки приподнимается, и штифт
входит в вырез муфты сигнального колеса. Согнутый конец пружины-защелки
освобождает короткий стержень на рычаге молотка, и молоток начинает
ударять по звонку.
При помощи косого среза муфты сигнальное колесо во время хода часов под
давлением штифта опускается на пружину-защелку, и бой отключается. Бой
можно отключить поворотом сигнального валика с сигнальной стрелкой.
В настоящее время выпускают будильники с центральной сигнальной
стрелкой. В этом случае сигнальное колесо устанавливают под циферблатом,
а на нем закрепляют туго сигнальную стрелку. На сигнальном колесе также
имеется муфта с косым срезом, а под часовым колесом находится сигнальная
пружина.
На часовом колесе имеется выступ, который под нажимом пружины-защелки
'упирается в верхнюю плоскость муфты.
В заданный момент времени выступ западает в косой срез муфты и
сигнальный механизм приходит в действие.
Сигнальное колесо соединено с трибкой, закрепленной на оси, конец
которой выступает из корпуса и снабжен кнопкой для установки времени
сигнала.
У будильника с внутренним корпусным звоном на колонку механизма через
отверстие в корпусе ввинчена втулка, а в отверстие втулки посажена
кнопка, которая снизу имеет расточку и закреплена замковой шайбой.
Внутри механизма возле скобочного колеса находится рычаг останова звона
со спиральной пружинкой. Рычаг связан с наружной кнопкой, находящейся на
корпусе. При желании остановить звон нужно нажать на эту кнопку. Для
того чтобы бой продолжался, надо повернуть заводной ключ боя, при этом
кнопка и рычаг останова возвращаются в первоначальное положение, и
молоточек звона освобождается. Таким образом он имеет возможность
ударять о корпус будильника или в специальное устройство.
Рис. 31. Механизм будильника (вид сзади):
1 — заводное колесо хода; 2 — храповое колесо хода; 3 — анкерное колесо;
4 —анкерная вилка; 5 — скоба со штырями анкерной вилки; 6 — ось анкерной
вилки; 7 —волосок; 8 — баланс; 9 — секундное колесо; 10 — промежуточное
колесо; 11 — заводное колесо боя; 12 — скобочное колесо; 13 — скобка
боевого молоточка; 14 — боевой молоточек; 15 — короткий стержень
молоточка; 16 — сигнальный валик; 17 — центральное колесо; 18 —
фрикционная пружина центрального колеса; 19 — пружина собачки; 20 —
собачка
содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
|