МЕХАНИЗМ БУДИЛЬНИКА

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Чистка часов (Б.М. Гапеев, С.Е. Крепс, П.Д. Сурин) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

БУДИЛЬНИКИ

Отечественная промышленность выпускает будильники (рис. 30) с механизмом различных типов. Наряду с будильниками крупного размера выпускаются малогабаритные со штифтовым или обычным анкерным ходом.

Характерной особенностью будильника является наличие сигнального устройства; он имеет два самостоятельных отдельных механизма — механизм хода и механизм звона, работающие независимо друг от друга, но согласованно по времени. Будильники бывают с боковой или с центральной сигнальной стрелкой. Звуковоспроизводящие детали могут быть расположены как внутри корпуса, так и снаружи.

В данном разделе описывается только специфическая особенность механизма звона, так как механизм хода будильника ничем не отличается от механизма хода настольных часов, который описывается в разделе «Настольные часы». Рис. 31 знакомит читателя с деталями механизма будильника.
 

 

 

МЕХАНИЗМ БУДИЛЬНИКА

 

 

 

 

Механизм будильника состоит из следующих деталей: заводного колеса; заводной пружины; трибки со скобочным колесом; якоря с молоточком; сигнального валика; сигнального колеса с муфтой и штифта.

Сигнальный валик (см. рис. 31) 16 состоит из пружины, гайки, контр-гайки и шайбы.
 

 

 

 

 

Рис. 30. Общий вид будильника

 

 

 

Сигнальное колесо с муфтой с косым срезом надето на сигнальный валик с подциферблатной стороны механизма. Под сигнальным колесом установлена пружина-защелка.

Штифт 2 (см. рис. 34) установлен в отверстии валика над сигнальным колесом, а над штифтом на конце сигнального валика надета сигнальная стрелка.

Сигнальный механизм связан с ходом будильника через сигнальное колесо, находящееся в зацеплении с трибкой вексельного колеса. Сигнальное колесо вместе с муфтой прижаты к штифту пружиной-защелкой, находящейся под сигнальным колесом. Конец пружины-защелки немного отогнут вниз для

упора в короткий стержень боевого молотка в момент прекращения сигнала.

При подходе часовой стрелки к указанному сигнальной стрелкой времени сигнальное колесо под давлением пружины-защелки приподнимается, и штифт входит в вырез муфты сигнального колеса. Согнутый конец пружины-защелки освобождает короткий стержень на рычаге молотка, и молоток начинает ударять по звонку.

При помощи косого среза муфты сигнальное колесо во время хода часов под давлением штифта опускается на пружину-защелку, и бой отключается. Бой можно отключить поворотом сигнального валика с сигнальной стрелкой.

В настоящее время выпускают будильники с центральной сигнальной стрелкой. В этом случае сигнальное колесо устанавливают под циферблатом, а на нем закрепляют туго сигнальную стрелку. На сигнальном колесе также имеется муфта с косым срезом, а под часовым колесом находится сигнальная пружина.

На часовом колесе имеется выступ, который под нажимом пружины-защелки 'упирается в верхнюю плоскость муфты.

В заданный момент времени выступ западает в косой срез муфты и сигнальный механизм приходит в действие.

Сигнальное колесо соединено с трибкой, закрепленной на оси, конец которой выступает из корпуса и снабжен кнопкой для установки времени сигнала.

У будильника с внутренним корпусным звоном на колонку механизма через отверстие в корпусе ввинчена втулка, а в отверстие втулки посажена кнопка, которая снизу имеет расточку и закреплена замковой шайбой.

Внутри механизма возле скобочного колеса находится рычаг останова звона со спиральной пружинкой. Рычаг связан с наружной кнопкой, находящейся на корпусе. При желании остановить звон нужно нажать на эту кнопку. Для того чтобы бой продолжался, надо повернуть заводной ключ боя, при этом кнопка и рычаг останова возвращаются в первоначальное положение, и молоточек звона освобождается. Таким образом он имеет возможность ударять о корпус будильника или в специальное устройство.

 

 

 

 

 

Рис. 31. Механизм будильника (вид сзади):
1 — заводное колесо хода; 2 — храповое колесо хода; 3 — анкерное колесо; 4 —анкерная вилка; 5 — скоба со штырями анкерной вилки; 6 — ось анкерной вилки; 7 —волосок; 8 — баланс; 9 — секундное колесо; 10 — промежуточное колесо; 11 — заводное колесо боя; 12 — скобочное колесо; 13 — скобка боевого молоточка; 14 — боевой молоточек; 15 — короткий стержень молоточка; 16 — сигнальный валик; 17 — центральное колесо; 18 — фрикционная пружина центрального колеса; 19 — пружина собачки; 20 — собачка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..