Существенно больше в нашей стране технологий

  Главная       Учебники - АЗС, Нефть      Инновационные технологии переработки и использования попутного нефтяного газа

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Существенно больше в нашей стране технологий (и за рубежом они развиваются), которые идут через синтез-газ. Из этих технологий каждая имеет свои проблемы.

Малогабаритная установка, построенная на Ямале, десятитысячная по объему. Но большие объемы метанола в тайге не нужны в силу ограниченного потребления.

Синтетическая нефть. Это промышленный процесс. Такие мощные комплексы имеются в Южной Африке. Процесс достаточно отработанный. Но есть свои проблемы. Это все-таки низкопроизводительные процессы. Соответственно, габаритность очень большая, требуется коренным образом изменить скорости реакции.

Следующее — высокооктановый бензин, получение через метанол. Эго процесс "Мобил" Американцами была построена первая промышленная установка в Новой Зеландии, затем она переведена на метанол. Но она дает бензин со значительным содержанием дурола. И, главное, на промыслах этот бензин нельзя закачивать в нефть, потому что дальше это проявится на пиролизе на нефтеперерабатывающих заводах.

И еще два процесса: через диметилэфир можно получать высокооктановый бензин и через диметилэфир (самые новые результаты) — аналог газового конденсата, который легко смешивается с нефтью и дает хорошие результаты. И дальше алифиновая часть — это уже для большой нефтехимии.

Я дам краткое разъяснение, как работает система через синтез-газ. Вообще синтез-газ занимает 60—65 процентов всех затрат. Получение и очистка синтез-газа — это главная проблема на этом пути. В мире существует ряд технологий. Сначала попутный газ надо готовить, превратить его в метан, что через риформинг можно сделать, и этот метод в промышленности существует. Вот схема, как получить из попутного газа почти чистый метан и дальше его уже превратить в синтез-газ. Имеется пять промышленных методов: паровой риформинг, парциальное окисление, автотер-мический риформинг, комбинированный паровой плюс автотер-мический риформинг. Это методы разного типа.

Здесь важна экономика. Затраты растут с ростом объема перерабатываемого газа. Наиболее выгодным было бы прямое парциальное окисление. Но прямое парциальное окисление имеет свои проблемы: взрывоопасность и плохое регулирование соотношения Н2 : СО2

Сейчас разрабатывается десяток разных процессов получения синтез-газа в нашей стране в рамках академических институтов. Я покажу только три из них. Один разрабатывается в Институте органической химии РАН и в нашем институте — это когда мы используем кислород из самого окисла металла, оксидно-металли-ческую систему используем. Нет совместного прикосновения природного газа и кислорода, они отделены через окислы металла. Создана и используется пилотная установка, делается новая пилотная установка, которая дает очень высокую производительность по получению синтез-газа заданного состава. На слайде показаны соотношения, модуль системы, достоинство процесса.

Второе — это то, что предлагал всегда наш институт, это использование ракетных двигателей. Была также построена опытная установка в Приморске вместе с НПО "Энергия", но до конца ее так и не довели. Приморск "рассыпался", и вопрос повис. У нас есть только микропилотная установка, на ней мы и работаем.

Рядом институтов, в том числе нашим, делается разработка на мембранах углекислотной конверсии попутного газа. Мембранный модуль мы испытываем на своих пилотных установках. То есть существует десяток задельных разработок, при соответствующем вкладе в которые можно было бы достичь достаточно впечатляющих результатов.

Теперь о новых технологиях создания аналога газового конденсата. Когда мы получим из попутного газа газовый конденсат, то закачаем его в нефть или там, где можно, выведем для потребления.

На слайде показана схема, когда мы берем синтез-газ, затем из него получаем диметилэфир, диметилэфир превращаем в аналог газового конденсата, в прямогонный бензин с небольшими концами. Здесь на схеме — блок разделения, циркуляции.

На слайде показана схема процесса. Первое — это то, что делают американцы, "Mobile". Первая строка — это тот объект, который бьш построен в Новой Зеландии. Вторая — это то, что сделали мы. И сейчас у нас есть опытные испытания, когда мы получаем высокооктановый бензин. Если заменить каталитическую систему и условия, то можно получить аналог газового конденсата в этой системе.