Я уверен, что для успешного развития и применения отечественных

  Главная       Учебники - АЗС, Нефть      Инновационные технологии переработки и использования попутного нефтяного газа

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Я уверен, что для успешного развития и применения отечественных инновационных технологий необходим спрос на них со стороны бизнеса, а спрос у бизнеса будет тогда, когда ему это будет выгодно. Никакими призывами, никакими административными мерами ничего не добиться, мы это уже проходили. Только если будет выгодно работать с попутным нефтяным газом, утилизировать его, тогда будет подвижка. Если будет невыгодно, то что бы власти ни делали, его будут сжигать.

Думаю, что на сегодняшнем заседании Научно-экспертного совета прозвучат предложения, которые мы, законодатели, сможем использовать в практической работе, прежде всего в сфере налогообложения.

Возможно, будут предложены какие-то механизмы, которые сделают выгодной для наших компаний, крупных и не очень крупных, переработку попутного нефтяного газа.

Должен сказать, что на сегодняшний день российские законы не решают этой проблемы, потому что попутный газ продолжает считаться сопутствующим продуктом, к нему не относятся как к полноценному сырью. Нет такого закона, который запрещал бы сжигать газ в факелах. В лицензиях на право пользования недрами отсутствуют количественные показатели использования попутного газа, а иной раз и само требование утилизации этого газа. Наконец, отсутствует система четкого и жесткого контроля за исполнением лицензионных соглашений. В законе не определены требования по ведению обязательного инструментального учета. Плохо используются для регулирования возможности налогового законодательства.

Практика показывает, что когда мы пытаемся стимулировать одни процессы, мы усугубляем другие. Например, установление в 2001 году нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых незамедлительно привело к резкому увеличению объемов сжигания газа на факельных установках.

В настоящее время Государственная Дума рассматривает законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Он предусматривает приоритетный доступ к единой национальной электрической сети производителей электроэнергии на основе попутного газа. Мы надеемся, что принятие этого закона будет способствовать сокращению объемов сжигания попутного газа и стимулировать строительство электростанций на его основе. Но опять же повторю свой тезис: если мы не будем показывать, что утилизировать выгодно, и не только показывать, а реальными мерами это обеспечивать, то все равно здесь будут проблемы.

Я уверен, что этот процесс необходимо налаживать с использованием методов кнута и пряника. С одной стороны, некие жесткие меры, которые наказывали бы за исследование этому направлению, а с другой стороны — пряник в виде прямой выгоды в рублевом эквиваленте.

Нужно создавать механизмы, стимулирующие недропользователей к применению новейших технологий для повышения уровня утилизации нефтяного газа. Не исключаю, что наиболее эффективным инструментом для решения этой проблемы могло бы стать государственно-частное партнерство. В этом отношении примечателен опыт Республики Татарстан. Совместными усилиями власти, науки и бизнеса удалось буквально за несколько лет довести использование попутного газа до 95 процентов. Разработаны и внедрены высокоэффективные технологии очистки попутного нефтяного газа, не требующие существенных капитальных вложений.

Совет Федерации, и прежде всего наша профильная Комиссия по естественным монополиям, принимает активное участие в разработке законопроектов, направленных на борьбу со сжиганием нефтяного попутного газа. Интересные предложения включены в законопроект, разработанный совместно Российским газовым обществом и Советом Федерации. Среди них: субсидирование затрат нефтяников на создание систем использования попутного газа; освобождение от таможенных пошлин импортного оборудования для утилизации попутного газа; введение специального коэффициента амортизации для такого оборудования; обеспечение приоритетного доступа в газотранспортную систему; введение дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от степени утилизации нефтяного попутного газа.

Должен сказать, что региональное законодательство в этой сфере показывает высокую эффективность. И ряд положений, которые я назвал, уже нашли отражение в региональном законодательстве.

Уважаемые коллеги, уверен, что наше обсуждение будет продуктивным и что мы, законодатели, получим реальные предложения, которые будем переводить в нормы закона.
 

Надеюсь, что у нас не будет комплиментарного разговора, не будет отчетов о том, как все замечательно, какие у нас успехи. Безусловно, если они есть, об этом нужно говорить, но главная задача — попробовать в виде своеобразного мозгового штурма набросать идеи о том, что нужно делать органам государственной власти, прежде всего законодательной ветви власти.

Приступаем к дальнейшей работе.

У нас будет два доклада.

Слово для первого доклада предоставляется директору Института нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева Российской академии наук Саламбеку Наибовичу Хаджиеву.